Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Летчики

Летчики 11 года 2 нед. назад #130

Лисконоженко Николай Гаврилович
Герой Советского Союза, лейтенант-пилот,
командир авиазвена
513-го истребительного авиаполка
ВВС 52-й армии
09.05.1919 – 02.11.1941 года.

Родился Николай Гаврилович Лисконоженко в селе Новоданиловка Акимовского района Запорожской области Украинской ССР.
С детских лет Николай Лисконоженко мечтал стать летчиком.
После смерти отца семья переехала в г. Мелитополь, где в 16 лет Н.Г. Лисконоженко окончив семь классов ФЗО, пошел работать в паровозное депо токарем.
По путевке комсомола Лисконоженко поступил в Мелитопольский аэроклуб, где прошел двухлетний курс обучения, без отрыва от производства. Весной 1936 года он успешно сдал экзамен на самолете У-2.
Осенью того же года Н.Г. Лисконоженко был зачислен курсантом в Качинсую Краснознаменную авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова. В 1938 году он успешно ее окончил став летчиком-истребителем, лейтенантом Военно-Воздушных сил страны был направлен для прохождения службы в авиационный истребительный полк.
Первый боевой опыт Н.Г. Лисконоженко получает во время Советско-финской войны, когда ему едва исполнилось 20 лет. В боях за безопасность города Ленинграда, Лисконоженко проявил высокое мастерство: он блестяще владел техникой пилотирования, летал в любую погоду, отлично находил цели для штурмовки.
С первых дней Великой Отечественной войны истребительный авиаполк Н.Г. Лисконоженко стойко сражался, защищая ленинградское небо.
24 октября 1941 года части Красной Армии оставили город и крупный железнодорожный узел Малая Вишера. На фронте положение оставалось напряженным, т.к. немецкие войска окружили Ленинград.
В начале ноября 1941 года войска Волховского фронта получали подкрепление, собирали резервы, готовились к наступлению, чтобы освободить Малую Вишеру и, развивая наступление, выйти к Волхову. На летчиков фронта возлагалась задача надежно прикрывать с воздуха большой район перегруппировки наших войск, помочь им в наступательных действиях.
2 ноября 1941 звено лейтенанта Н.Г. Лисконоженко получило боевой приказ – вылететь на прикрытие наших войск на железнодорожном участке, а затем проштурмовать переправу противника на реке Волхов. Звено трех истребителей «ЛаГГ–3», которыми пилотировали Лисконоженко, Зуев и Клочко вылетело на боевое задание, но недалеко от деревни Селищи были замечены шесть вражеских бомбардировщиков «Ю-88» в сопровождении шести «Ме–109», которые направлялись на бомбардировку командного пункта армии.
Звено ЛаГГов сразу же атаковало немецкие самолеты уже первым ударом сбили два бомбардировщика. Через несколько минут боя у Н.Г. Лисконоженко закончились боеприпасы, но он не пожелал выйти из боя и принял решение идти на таран одного из «юнкерсов». Зайдя в хвост противника, винтом своего самолета он обрубил хвост. Самолет противника упал на землю и взорвался. После первого тарана у самолета Лисконоженко был погнут винт. В это время три «мессера» попытались сбить безоружный. Одной из пулеметных очередей немецких самолетов летчик был тяжело ранен в плечо и руку, но умелыми действиями ушел из-под огня и, взмыв вверх, оказался за хвостом пролетавшего рядом «мессера». Ударом винта по хвосту «мессера» Лисконоженко сбивает второй самолет. Неуправляемый самолет противника подает вниз и взрывается. Так в одном бою был совершен двойной таран.
Только после второго тарана летчик решил выйти из боя и попытался спасти свою боевую машину. Посадив самолет возле командного пункта армии, Лисконоженко потерял сознание и был срочно отправлен на станцию Красненка в госпиталь, но врачи не смогли спасти его жизнь, раны оказались смертельными.
За этим скоротечным воздушным боем с земли наблюдал командующий 52-й армии Генерал-лейтенант Н.К.Клыков, команующий ВВС 52-й армии Генерал-майор Б.Р. Писарский и офицеры штаба армии. Они были восхищены действиями летчика. По распоряжению командующего 52-й армии был подготовлен наградной лист о присвоении Н.Г. Лисконоженко звания «Герой Советского Союза».
Из наградного листа:
«Лисконоженко Николай Гаврилович, лейтенант, командир звена 2-й эскадрильи 513 ИАП 52 Армии. В Красной Армии с 1936 г., член ВЛКСМ с 1938 года. Украинец.
К наградам не представлялся
Погиб 2.11.1941 г.
Представляется к присвоению звания «Герой Советского Союза»
Предан партии Ленина и Социалистической Родине, политически и морально устойчив.
Бесстрашный, боевой летчик, проявил себя храбрым и отважным в воздушном бою. Имел 3 боевых вылета, при штурмовке войск противника показывал образцы мужества и героизма.
Является образцом дисциплинированного командира-летчика, правильно оценивал международную обстановку и ход событий Отечественной войны.
Так, 2 ноября, выполняя боевое задание командования при сложных метеорологических условиях, встретил два вражеских бомбардировщика. Лейтенант Лисконоженко одному из них винтом подрубил хвост. Враг рухнул на землю. Во время этого боя Лисконоженко оторвался от своей группы. В то же время на него напали три Ме-109. После первого тарана был погнут винт. Раненный в голову и плечо Лисконоженко, пользуясь преимуществом в высоте, таранит второй самолет фашиста.
Лейтенант Лисконоженко погиб, проявив при этом мужество и геройство при выполнении боевого задания. Вся 22-летняя жизнь славного сокола – участника двух войн может служить образцом служения Родине и народу.
Он выполнял свой воинский долг. Подвиг его бессмертен.
Достоин высшей правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского
Союза».

Командующий ВВС 52 Армии Генерал-майор Писарский
Военный комиссар ВВС 52 Армии авиации Бриг. Комиссар Усатый
Начальник штаба ВВС 52 Армии полковник Брайко
. ноября 1941 года

Заключение Военного Совета Армии
За образцовое выполнение задания командования на фронте борьбы с немецкими фашистами и проявленный при этом героизм, достоин присвоения звания «Герой Советского
Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Командующий 52 Армией Генерал-лейтенант Н.К. Клыков
Дивизионный комиссар Бриг. Комиссар К.Л.Пантас
25 декабря 1941 года».
Советское правительство высоко оценило подвиг летчика Николая Гавриловича Лисконоженко и 27 декабря 1941 года посмертно присвоило ему звание Героя Советского Союза. В деревне Каменка Маловишерского района Новгородской области, что в двух километрах от станции Красненка, на могиле летчика был поставлен памятник. Его именем названы одна из улиц в Малой Вишере и пионерская дружина Грядской школы.
Приказом Министра обороны СССР от 20 декабря 1958 года лейтенант Н.Г.Лисконоженко навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи полка, в котором воевал, в списки бригады слесарей-ремонтников Мелитопольского локомотивного депо.
Впоследствии прах героя был перезахоронен на центральном воинском захоронении городского кладбища Малой Вишеры.

Также хочется отметить, что во время Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 таранов. 2/3 из них приходится на самый тяжелый период войны 1941-1942 годы. Статистика свидетельствует, что при совершении тарана погибли примерно 37% летчиков. Остальные не только оставались живы, но продолжали вести бой и совершали посадку на своем самолете. Несколько десятков человек совершили так называемые «двойные» тараны, когда с первого раза самолет противника сбить не удавалось и приходилось добивать его повторным таранным ударом. 35 летчиков совершили по два таких тарана, около десяти из них совершили по два тарана в одном бою, двое - Н.В. Терехин и А.С. Хлобыстов по три тарана. И только один летчик - Б.И. Ковзан – совершил четыре тарана.
В связи с этим, 5 ноября 1941 года в боевые части германских ВВС поступил циркуляр рейхсмаршала Германа Геринга, который требовал: «…не приближаться к советским самолетам ближе, чем на 100 метров во избежание тарана».

290-040.jpg


291-171.jpg


292-172.jpg


293-173.jpg


294-174.jpg


295-175.jpg

Летчики 11 года 2 нед. назад #131

296--2.jpg


297--3.jpg


298--4.jpg


299--1.jpg
Спасибо сказали:

Летчики 11 года 2 нед. назад #132

Максименков Симон Лаврович
старший лейтенант-пилот, командир авиаэскадрильи
10-го истребительного авиаполка
ВВС 52-й армии, Волховского фронта
1915 – 05.06.1942 года

Симон Лаврович Максименков родился в 1915 году в деревне Семихино Кардымского района Смоленской области в крестьянской семье.
Окончил 7 классов неполной средней школы в селе Рябцево Смоленского района и школу ФЗУ. Работал на заводе «Машиностроитель» г. Смоленска и одновременно обучался в аэроклубе. В 1937 году он был призван в Красную Армию. Затем поступил в военную авиационную школу пилотов, после окончания которой проходил службу в звании старшины – летчика 2-й истребительной авиационной эскадрильи 56–ой Житомирской истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
В 1938 году добровольцем сражался в Испании в период с июня по конец октября. В составе авиагруппы С.И. Грицевца. Свой первый боевой вылет совершил 13 августа в составе 2-й эскадрильи на самолете «И–16». Это был знаменитый бой над каталонским городом Гандеса, в котором участвовали 30 республиканских истребителей и 42 самолета противника: немецкие «He –111» и итальянские «FIAT CR.32».
23 августа в воздушном бою в районе Эбро С.Л. Максименков преследовал итальянский истребитель «FIAT CR.32», но попал в зону обстрела своей зенитной артиллерии и был сбит. Он выпрыгнул из самолета на парашюте, но при приземлении получил серьезные травмы позвоночника и легкого. В дальнейшем травмы не позволили ему участвовать в боях, и в октябре он был отправлен на Родину.
Однако, по другим данным, С.Л. Максименков участвовал в сражениях до конца октября 1938 года. Свой последний бой он провел 5 октября.
В составе девятки «И–16» под командованием Грицевца вылетел на сопровождение бомбардировщиков. Возле линии фронта в районе реки Эбро они обнаружили большую группу самолетов «FIAT». С.И. Грицевец повел свою группу в атаку, завязался воздушный бой. Через некоторое время на помощь фашистским летчикам подоспело подкрепление. В ходе воздушного боя Максименков сошелся с противником в лобовой атаке, и в последний момент противник, не выдержав психологического напора, попытался отвернуть в сторону свой самолет. Максименков совершил таран. От удара оба самолета разломились и начали падать. Перед ударом Максименков расстегнул ремни, и его выбросило из кабины. Пришел он в себя, когда до земли оставалось совсем ничего, и раскрыл парашют. Испанцы подобрали раненого летчика и оказали ему помощь.
Всего С.Л. Максименков произвел около 20 боевых вылетов и участвовал в 5 воздушных боях, сбил тараном 1 самолет.
22 февраля 1939 года за исполнение интернационального долга он был награжден орденом «Красное Знамя».
С начала Великой Отечественной войны С.Л. Максименков сражался на Юго-Западном фронте.
Выписка из наградного листа:
«Максименко Семен Лаврович, старший лейтенант, зам.командира авиаэскадрильи 46 ИАП,
22.6.41. за один день произвел 12 боевых вылетов и 5 воздушных боев. Смелый и отважный летчик. 22.6.41. сбил самолет противника. Достоин награждения Орденом Красного Знамени. 26 июля 1941 г.».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1941 года был награжден вторым орденом «Красное Знамя».
В октябре 1941 года старший лейтенант С.Л. Максименков был назначен на должность командира авиаэскадрильи в 10-й истребительный авиаполк, который сражался на Калининском фронте. Летал на самолетах «И–16» и «ЛаГГ–3».
В марте 1942 года авиаполк был направлен в состав ВВС 52-й армии Волховского фронта.
5 июня 1942 года Максименков вылетел на самолете «МиГ–3» на блокирование аэродрома противника. Над аэродромом в воздушном бою с самолетом противника «Mе–109» его самолет был подбит. Пока еще работал мотор, он с большим трудом перелетел через линию фронта. Когда мотор заглох, выпрыгнул из самолета с парашютом, но из-за малой высоты купол не успел раскрыться...
Похоронен С.Л. Максименков на кладбище летчиков города Малая Вишера.

300-.jpg


301.jpg


302--5.jpg


303--4.jpg


304--2.jpg


305--1.jpg


306--3.jpg

Летчики 11 года 2 нед. назад #133

Матюнин Виктор Артемьевич
майор-пилот, командир полка
513-го истребительного авиаполка ВВС 52 армии
1911 – 23.11.1941 года

Виктор Артемьевич Матюнин родился в 1911 году на станции Чита–1 в семье железнодорожника.
После окончания школы ФЗО работал слесарем на читинском паровозовагоноремонтном заводе (ПВРЗ).
В 1931 году поступает в институт, а через год его в числе группы студентов призывают в армию и направляют на учебу в военное училище летчиков. После окончания военного училища, младшего военного летчика Матюнина направляют на курсы по подготовке командиров авиазвеньев.
В июне 1934 года В.А. Матюнин был назначен командиром авиазвена в 34-ю истребительную авиационную эскадрилью 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа. Через два года ему присвоено звание – лейтенант. За успехи в боевой и политической подготовке 25 мая 1936 года был награжден орденом «Красной Звезды».
В 1936 году в Испании произошел фашистский мятеж, началась гражданская война. В.А. Матюнин подал рапорт и добровольцем отправился в Испанию. Вскоре в числе первых интернационалистов Матюнин принял участие в воздушных боях против фашистов летчиков. Летал на самолете «И – 15», имел псевдоним (позывной) «Педро».
С 20 октября 1936 года по 27 марта 1937 года, почти за семь месяцев В.А. Матюнин совершил несколько десятков боевых вылетов. На его счету шесть сбитых самолетов: два самолета «Не–51» (Хенкель) сбил лично и один самолет «Не–51» в составе группы в ноябре 1936 года в районе Мадрида, два самолета «Не–51» и «Не–59» в феврале 1937 года, в районе Антекер и Малага в паре с Е.Ф. Кондрат, и один самолет «Fiat–32» в паре с Н. И. Мирошниченко.
За участие в боях в Испании 2 января 1937 года В.А. Матюнин был награжден орденом «Красное Знамя», 17 июля после возвращения домой ему был вручен второй орден «Красное Знамя». Из Испании он вернулся уже опытным боевым летчиком, мастером воздушных атак, летчиком – асом.
В феврале 1938 года ему было присвоено звание капитан. Матюнин был направлен для прохождения службы в Забайкальском военном округе.
С 8 июля 1939 года В.А. Матюнин в составе 70–го истребительного авиаполка участвовал в боях в районе реки Халхин–Гол Монгольской Народной Республики. Совершил более 15 боевых вылетов, участвовал в 7 воздушных боях, сбил 1 истребитель «Кi–27» лично и 13 японских самолетов в группе.
22 июня 1939 года участвовал в крупнейшем воздушном бою, в котором сражались только опытные советские летчики – истребители. 120 японских самолетов, поднятые с аэродромов в Маньчжурии, были встречены 95 советскими истребителями. На высоте от 2000 до 4000 метров завязался воздушный бой, определяемый обычно летчиками как «свалка в воздухе». Бой продолжался в течение двух с половиной часов, был сбит 31 японский самолет.
Командованием авиаполка Виктор Артемьевич представлялся к званию Героя Советского Союза, но командование фронта это представление не утвердило. 17 ноября 1939 года он был награжден третьим орденом «Красное Знамя».
В 1939 году ему было присвоено звание майора, а в декабре он был назначен на должность командира 32-го истребительного авиаполка.
В конце 1940 года Матюнина направляют на учебу в Военно–Воздушную академию, и уже в марте 1941 года назначили на должность командира 513-го истребительного авиаполка.
С начала Великой Отечественной войны Матюнин командовал 513–ым истребительным авиаполком. В октябре 1941 года авиаполк направлили на фронт в распоряжение ВВС 52-й армии.
В.А. Матюнин погиб 23 ноября 1941 года.
В маловишерской газете «За коммунизм» от 18 апреля 1989 года была опубликована статья А.А. Тепляков «Герой трех народов», в которой освещались обстоятельства гибели В.А. Матюнина:
«…Однажды майор Матюнин вылетел во главе группы на очередное боевое задание. Выполнив его и возвращаясь на свой аэродром, он дал команду на посадку, приземлился и сам. В это время появилась восьмерка «Ме–109». Несмотря на то, что в баках самолета было совсем мало горючего, на исходе боеприпасы, Матюнин взлетел и смело вступил в бой. Фашистские стервятники растерялись, а потом со всех сторон навалились на единственный советский самолет. Майор короткой очередью сбил одного фашиста, через мгновение загорелся другой «Ме–109». Но в этот момент закончился бензин, самолет Матюнина стал терять скорость и был сбит осмелевшими фашистами. Так в тяжелом неравном бою погиб герой. Произошло это 23 ноября 1941 года. Командиру авиаполка, кавалеру четырех боевых орденов Виктору Артемьевичу Матюнину было тогда всего 30 лет».
Долгое время эта версия гибели В.А. Матюнина считалось единственно правильной. Но при прочтении статьи осталось чувство несправедливости по отношению к погибшему летчику. Ведь он совершил такой подвиг: сбил два самолета в одном бою, ценой своей жизни спас аэродром и своих боевых товарищей. Было множество свидетелей его подвига и гибель... Но не нашлось вышестоящих начальников, которые бы представили его к заслуженной высокой правительственной награде, не настояли его боевые товарищи, не подтвердили геройскую смерть? Почему такая несправедливость? За что?... Ответа долго не было.
С появлением сайта «ОБД Мемориал», на котором размещен большой объем архивных документов периода Великой Отечественной войны, исследователям стало намного легче находить ответы на ранее неразрешимые вопросы, даже не выходя из дома.
Проанализировав именные списки безвозвратных потерь начальствующего состава частей ВВС 52-й армии с 1 октября 1941 г. по 1 марта 1942 г., 153-го истребительного авиаполка, ЦАМО РФ ф.58 оп.818883 д.459, ЦАМО РФ ф.204 оп.115 д.57, я установил, что В.А. Матюнин «23.11.41 г. потерпел катастрофу на аэродроме из–за ошибки в технике пилотирования».
В своей книге «Достался нам век неспокойный» Герой Советского Союза Генерал-майор авиации в отставке Емельян Филаретович Кондрат так описывает встречу и гибель старого товарища по Испании:
«...Из землянки вышли трое. Чем–то фигура одного знакома. Не столько, может, фигура, как походка – вперевалочку, чуть загребая ногами. Вот он оборачивается...
– Матюнин! – кричу.
Он смотрит, всматривается... Бросаемся друг к другу, обнимаемся, и Матюнин смешно спрашивает:
– Слушай, а ведь это как будто ты?
– Могу удостоверить прибывшую личность: она действительно – я. (в тот период Е.Ф. Кондрат был старшим инспектором ВВС Волховского фронта – И.Н.).
– Нет, погоди... Вот так встреча! Мы же после Испании не виделись. Смотри, где выпало! Ты чего здесь?
– В некотором роде сторож эскадрильи. Сопровождаю, чтобы не украли. А ты чего здесь?
– А я в некотором роде командир полка.
– Командир полка? Странно... Но усы-то хоть мог завести?
– Усы? – переспрашивает он и машинально дотрагивается рукой до своего лица.
– Забыл, как размечтался в Малаге? Когда крестьяне заканчивали трамбовать нашу взлетную площадку, а мы ждали. «Вернусь домой, отпущу усы и пойду землю пахать».
– А-а! – обрадовано вспоминает Матюнин... – Подожди меня, – спохватывается Матюнин. – Слетаю на задание и по – настоящему отметим встречу.
Отметить встречу не довелось. В этом полете Виктор погиб...».
Не видел Е.Ф. Кондрат гибели своего боевого товарища, хотя находился в это время на аэродроме, где базировался авиаполк, не знал и обстоятельств его смерти, так как наверняка бы написал обэтом в своей книге, и тем более не знал о «геройской смерти» описанной выше.
Поэтому на сегодняшний день единственно достоверной версией гибели Виктора Артемьевича Матюнина является та, согласно которой 23 ноября 1941 года он на самолете «ЛаГГ–3» вылетел на разведку погоды, но из–за ошибки в технике пилотирования потерпел катастрофу на аэродроме, в результате которой и погиб.
А выше была изложена «легенда», красивая, но все же «легенда».
Летчик В.А. Матюнин и без «красивых легенд» был выдающимся человеком, настоящим летчиком – асом.
Похоронен В.А. Матюнин на станции Веребье Маловишерского района.

307.JPG


308.JPG


309.jpg
Спасибо сказали:

Летчики 11 года 2 нед. назад #134

Махнев Семен Емельянович
батальонный комиссар-пилот, военком полка
10-го истребительного авиаполка
ВВС 52-й армии
1916 – 07.05.1942 года

Семен Емельянович Махнев родился в 1916 году в деревне Елганцы (Асконицы) Идоморского сельсовета Тужинского района Кировской области.
Батальонный комиссар, военком полка, служил в 10-м истребительном авиаполку ВВС 52-й армии Волховского фронта.
Семен Емельянович Махнев был сбит в воздушном бою и погиб 7 мая 1942 года.
Похоронен на кладбище летчиков города Малая Вишера.

310.jpg


311.jpg


312-054.jpg


313-.jpg
Спасибо сказали:

Летчики 11 года 2 нед. назад #135

Метелкин Петр Максимович
гвардии подполковник-пилот
командир 2-го гвардейского истребительного авиаполка
ВВС 52-й армии Волховского фронта
1907 – 30.05.1942 года

Петр Максимович Метелкин родился в 1907 году в городе Таруса Тульской (ныне Калужской) области. Русский. Член ВКП(б) с 1931 года.
Кадровый военный, в Красной Армии с 1931 года.
В мае 1938 году в Киевском Особом военном округе был сформирован 23-й истребительный авиаполк, который вошел в 15–ю смешанную авиадивизию.
В сентябре 1939 года 23-й авиаполк в составе 69–й авиабригады принимал участие в освобождении западных областей Украины.
В 1939 и 1940 годах личный состав 23–ого авиаполка был признан лучшим в 69–й авиабригаде и ВВС Киевского Особого военного округа.
С февраля по март 1940 года П.М. Метелкин участвовал в боях в Советско–финской войны, успев за это время совершить 25 боевых вылетов.
С первых дней Великой Отечественной войны он воюет на Юго-Западном фронте. За период с 22 июня по 18 июля 1941 года совершил 43 боевых вылета, провел 13 воздушных боев и сбил четыре самолета противника.
В середине июля 1941 года 23-й авиаполк был выведен в тыл на переформирование и пополнение, т.к. в полку осталось только четыре летчика. В сентябре авиаполк был преобразован в 526-й истребительный авиаполк, получив на вооружение 20 самолетов «МиГ–3» и «ЛаГГ–3» и в октябре направлен на Волховский фронт в состав ВВС 52-й армии. Командиром авиаполка назначен капитан П.М. Метелкин.
Авиаполк, прибыв на фронт, стал производить в основном воздушную разведку противника, штурмовку его войск на дорогах в тылу, на переднем крае и в узлах сопротивления, прикрывал свои войска с воздуха. Выполняя эти задачи, летчикам полка приходилось делать по 4–5 боевых вылета в день.
В состав полка вошли опытные летчики: капитан А.Я. Некрылов, лейтенанты И.М. Иващенко и Н.П. Рыбаков, младший лейтенант Ф.П. Козин. Отлично выполняли штурмовку наземных целей – капитан В.Д. Андреев, лейтенанты И.С. Чуланов, А.М. Мальцев, В.М. Галактионов и А.М. Журавлев.
Для штурмовых действий по наземным целям вооружение самолета «МиГ–3» было малопригодным, но при формировании полк получил три самолета «МиГ–3» с подкрыльными балками для реактивных снарядов. Применение таких снарядов показало большую эффективность при штурмовке по живой силе и технике противника. По инициативе инженеров и техников по вооружению полка остальные самолеты тоже были оборудованы реактивными установками, что сразу сказалось на эффективности штурмовых действий полка.
За период боевых действий на фронте с октября по декабрь 1941 года авиаполк совершил около 1 000 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 15 самолетов противника, в ходе штурмовок убито и ранено около 3 000 солдат и офицеров противника, уничтожено 350 автомашин, 140 повозок, 5 танкеток, 3 бронеавтомобиля, подавлено 13 орудийных расчетов, 13 пулеметных точек, 7 минометных батарей, атакованы 4 железнодорожных эшелона, сожжено 4 железнодорожных вагона и 7 цистерн с горючим, 2 склада боеприпасов, сброшено около 200 000 листовок.
В ноябре 1941 года летчики авиаполка штурмовыми действиями содействовали наступательным операциям наземных войсках 52-й армии по взятию города Малая Вишера и деревень Красная Вишерка, Некрасово, Веретье и других населенных пунктов.
За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 348 от 6 декабря 1941 года авиаполк был переименован во 2-й гвардейский истребительный авиаполк, а 19 января 1942 года на аэродроме Веретье авиаполку в торжественной обстановке вручили гвардейское знамя.
Выписка из наградного листа:
«На Командира 526 Истребительного авиаполка 52 армии капитана Метелкина Петра Максимовича
Орденом Красного Знамени.
Представлялся а/ За борьбу с финской белогвардейщиной в марте 1940 года к награждению орденом «Красное Знамя», б/ За хорошую боевую работу по уничтожению войск германского фашизма, в июле 1941 г. представлен к Ордену Ленина.
Капитан Метелкин имеет общий налет 2 612 час. Посадок 1 383 ч. 40 мин., из них налет ночью – 133 часа 36 минут.
Участник войны с финской белогвардейщиной с февраля по март 1940 г., имеет 25 боевых вылетов. На Юго – Западном фронте с 22 июня по 18 июля 1941 года в борьбе с германским фашизмом имел 43 боевых вылета (39 часов 38 минут); провел – воздушных боев – 13, бомбометание – 8, уничтожил: Хеншель–126 – 2 самолета, Хе–111 – 1 самолет, Фокке–Вульф – 1 самолет, подбит Ю–88 и убит стрелок, сбит 1 автожир и 1 аэростат наблюдения.
За период борьбы с германскими захватчиками на Северо-Западном фронте полк имеет 340 боевых вылетов с налетом 365 часов 06 мин. на прикрытие, штурмовку и разведку войск противника. При этом уничтожено: сбито самолетов Фокке–Вульф – 1, Ю–88 – 2, Хеншель–126 – 2, подбит Ю–88.
Разгромлено автомашин с боеприпасами и снаряжением – 150 – 170, подавлено 10 огневых точек, разбито 4 паровоза, 4 автобуса, 8 тракторов с прицепами, уничтожено 5 танкеток, разбито 5 орудий, 2 легковых автомашины, 3 бронеавтомобиля; атакованы 4 эшелона, сожжено 4 ж.д. вагона, уничтожено 30 повозок с лошадьми и 15–20 всадников, убито и ранено солдат и офицеров 500–600.
В составе Военно-Воздушных сил 52 Армии лично капитан Метелкин провел 18 боевых вылетов (17 часов 55 минут) из них 7 боевых вылетов на штурмовку войск противника, при этом уничтожил: автомашин с боеприпасами и солдатами 55–60, разбил 5 танкеток, 5 орудий с тракторными прицепами, подавил 3 огневые точки, разбил 2 легковых автомашины, 3 бронеавтомобиля; убито и ранено солдат и офицеров 130–150 и 15–20 всадников.
Вывод:
За образцовое выполнение заданий Командования в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом личное геройство и мужество достоин правительственной награды орденом «Красное Знамя»

Командующий ВВС 52 Армии Военный комиссар ВВС 52 Армии
Генерал-майор авиации Бригадный комиссар
Писарский Усатый
Начальник штаба ВВС 52 Армии
Подполковник Брайко
31 октября 1941 года

Заключение Военного Совета Армии
За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецким фашизмом достоин награждения орденом «Красного Знамени»
Командующий 52 Армии Член Военного Совета
Генерал-лейтенант авиации Дивиз. комиссар
Клыков Пантас
4 ноября 1941 г.».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 декабря 1941 года, капитан Петр Максимович Метелкин был награжден орденом «Красное Знамя»
В январе – феврале 1942 года 2-й гвардейский истребительный авиаполк успешно взаимодействовал с частями 2-й Ударной армии при прорыве обороны противника на реке Волхов и в районе железнодорожной станции Любань. Авиаполк производил прикрытие своих войск и штурмовку войск противника, но при этом неизбежно нес боевые потери.
Погиб П.М. Метелкин в воздушном бою 30 мая 1942 года.
В ходе исследования архивных материалов и сведений размещенных в Интернете были установлены подробности этого воздушного боя.
В тот день командир полка подполковник П.М. Метелкин вылетел парой с –командиром авиазвена Е.Н. Панкиным на боевое задание по сопровождению группы наших бомбардировщиков. Ведущим пары был П.М. Метелкин, а Е.Н. Панкин его ведомым.
Уже на подходе к цели, в районе деревни Красненка, неподалеку от них в воздухе появилась группа пикирующих бомбардировщиков «Ю–88». Впоследствии из немецких архивов стало известно, что эта группа шла под прикрытием истребителей «Мессершмитт Bf.109», вылетела для нанесения бомбового удара по железнодорожной станции Малая Вишера. Командовал группой немецких истребителей майор Ханнес Траутлофт, командир 54-й истребительная эскадры «Грюнхерц» – «Зеленое сердце».
Истребители «МиГ–3» Метелкина и Панкина не заметили группу немецких истребителей сопровождения идущих выше и оставив свои бомбардировщики, стали атаковать самолеты «Ю–88».
С первой атаки П.М. Метелкин поджег один немецкий бомбардировщик «Ю–88», но в этот же момент восемь истребителей противника стремительно спикировали на наши истребители. Восемь против двух. В ходе этого скоротечного и неравного боя истребитель П.М. Метелкина был подбит Ханнесом Траутлофтом. Это была 46–я победа немецкого аса в воздушном бою. Самолет Е.Н. Панкина, оставшись один на один с восьмеркой немецких истребителей, вышел из боя и присоединился к группе своих бомбардировщиков. Немецкие истребители не стали преследовать его самолет и продолжили сопровождать свою группу бомбардировщиков. По донесениям из немецких архивов, в тот день истребители и бомбардировщики потерь не имели.
Самолет П.М. Метелкина упал в районе станции Бурга.
Ветераны 2-го гвардейского истребительного полка так характеризовали своего командира:
«Петр Максимович Метелкин принадлежал к числу таких командиров, которых подчиненные не только уважают, но и любят искренней сыновней любовью. Службу в военной авиации он начал в 1931 году. Талантливый летчик, мастер пилотажа, в 1937 году он был назначен инспектором по технике пилотирования одной из авиационных бригад, а с 1938 года стал командовать эскадрильей.
С первого дня войны капитан Метелкин проявлял в боях с врагом высокое мастерство, смелость и отвагу. Командуя полком, он редко оставался на земле, а искал встречи с врагом в воздухе. Однополчане тяжело переживали гибель своего любимого командира и поклялись отомстить за него».
После гибели П.М. Метелкина боевой работой авиаполка руководил батальонный комиссар В.В. Власов, но потом командование у него принял вновь назначенный командир полка полковник Емельян Филаретович Кондрат.
За 10 месяцев боевых действий авиаполка на Волховском фронте было совершено 2505 боевых вылетов, проведено 96 воздушных боев, в которых уничтожено 48 и повреждено 11 самолетов противника. За этот же период авиаполк потерял 27 летчиков.
11 августа 1942 года 2-й гвардейский истребительный авиаполк по распоряжению командования ВВС Красной Армии с Волховского фронта отозван в запасную бригаду в Горьковскую область на доукомплектование и для получения новой материальной части.
Похоронен Петр Максимович Метелкин в деревне Кленино Маловишерского района. Впоследствии перезахоронен в деревне Любцы Маловишерского района.

314-043.jpg


315-.jpg


316--1.jpg


317--2.jpg


318--3.jpg


319--5.jpg


320--4.jpg
Работает на Kunena форум