Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Летчики

Летчики 11 года 1 нед. назад #142

Пилипенченко Александр Иванович
сержант-пилот
513-го истребительного авиаполка
ВВС 52-й армии
1921 – 20.01.1942 года

Александр Иванович Пилипенченко родился в 1921 году в Смоленской области.
Кадровый военный, сержант-пилот, служил в 513-м истребительном авиаполку ВВС 52-й армии Волховского фронта.
Погиб А.И. Пилипенченко 20 января 1942 года при авианалете противника на аэродром Малой Вишеры. Похоронен на кладбище летчиков города Малая Вишера.

* * *
Поляков Николай Андреевич
младший лейтенант-пилот
заместитель командира эскадрильи
283-го истребительного авиаполка
2-й Резервной авиагруппы
1915 – 13.09.1941 года

787899936-.jpg



Николай Андреевич Поляков родился в 1915 году в городе Верещагино Молотовской (ныне Пермской) области.
Младший лейтенант-пилот, заместитель командира авиаэскадрильи, служил в 283–ом истребительном авиаполку 2-й Резервной авиагруппы.
Погиб 13 сентября 1941 года, вместе с командиром эскадрильи Алексеем Ивановичем Глущенко, при вынужденной посадке самолета вне аэродрома.
Похоронен Николай Андреевич Поляков на станции Веребье.

ИМЯ НА ОБЕЛИСКЕ

Эти два письма, о которых сегодня пойдет речь, пришли от члена совета ветеранов 14 Воздушной армии А.А. Теплякова нынешней весной – одно в марте, другое в начале апреля. Но речь в них об одном случае из истории 283-го истребительного авиаполка.
Днем 13 сентября 1941 года с боевого задания на аэродром не вернулось звено в составе командира эскадрильи капитана Алексея Глущенко, заместителя командира эскадрильи младшего лейтенанта Николая Полякова и пилота младшего лейтенанта Георгия Филатова. А произошло этот так. Когда летчики возвращались с боевого задания, аэродром оказался закрыт густым туманом, и они пролетели его. Поздно вечером стало известно, что при попытке совершить вынужденную посадку вне аэродрома летчики Глущенко и Поляков погибли, Филатов получил тяжелое ранение. Погибшие были похоронены на кладбище в Веребье.
Прошли годы. В августе 1979 года А.А. Тепляков и бывший командир эскадрильи этого полка И.С. Грищенко побывали в Веребье, навестили могилы своих боевых товарищей. На братской могиле, куда был перенесен прах авиаторов, был установлено общий памятник, но мемориальной плиты с именами погибших в то время не было. В маловишерском военкомате в списках воинов, захороненных в Веребье, имен названных выше летчиков не оказалось. Так начался поиск документов, подтверждающих захоронение А Глущенко и Н Полякова на станции Веребье, Было этот нелегкой задачей. Несколько лет ушло на то, чтобы найти родных погибших авиаторов, разыскать сведения о из жизни, службе в 283 авиаполку.
О результатах этого поиска и рассказал А.А. Тепляков в двух своих недавних письмах в редакцию.

…. НА АЭРОДРОМ НЕ ВЕРНУЛСЯ

Узнать о летчике Николае Полякове удалось немногое. Родился он в 1915 году на станции Верещагино Московской области. Семья его в 1942 году жила в городе Люберцы. Об этом мы узнали из сообщения Управления кадров ВВС Министерства обороны. Из Центрального архива Министерства были присланы сведения об обстоятельствах гибели летчика. В частности, в документах полка сохранилась запись о том, что самолет Полякова после аварии ремонту не подлежал.
Вот эта фраза и послужила отправным моментом для дальнейшего поиска. Она означала, что на месте гибели самолета побывал кто-то из инженерно-технического состава полка. Родных летчика группе «Поиск» установить не удалось, поэтому мы обратились к ветеранам полка – техникам.
Бывший мастер авиавооружения Н.М. Чечель рассказал, что ему пришлось выехать на место вынужденной посадки самолета между деревнями Большое Заборовье и Боровщина. Группа техников отправила тела погибших летчиков на машине в Веребье. Бывший авиамеханик П.Г. Макеев вспомнил, что он был участником захоронения погибших пилотов в Веребье. Это же подтвердил и бывший старший техник эскадрильи А.Н. Бычков.
На основании этих писем группа «Поиск» возбудила соответствующее ходатайство перед Главным управлением кадров Министерства обороны. Николай Андреевич Поляков был внесен в список захороненных в братской могиле в Веребье. Осенью прошлого года, как нам сообщили, имя его появились на мемориальной плите братской могилы.
Газета «За коммунизм» 9 мая 1986 года


353-30008.JPG
Последнее редактирование: 5 года 8 мес. назад от Командир Николаич.

Летчики 11 года 1 нед. назад #143

Пономарев Александр Павлович
майор-пилот, командир авиаэкадрильи
448-го штурмового авиаполка
281-го штурмового авиадивизии
14-й Воздушной армии
1907 – 21.10.1943 года

Александр Павлович Пономарев родился в 1907 году в деревне Малое Казино Балахнинского района Нижегородской (Горьковской) области в семье рабочего.
В 1912 году семья Пономаревых из Нижегородской области переехала во Владивосток. Свою трудовую деятельность Александр начал с 16 лет возчиком леса на лесоразработках Сучанского рудника. В 1924 году устроился на работу учеником котельщика на завод «Дальзавод», где проработал почти четыре года котельно–мостовым разметчиком. Работу совмещал с учебой на рабфаке.
В августе 1929 году А. Пономарев по путевке горкома партии был направлен на учебу по специальности «специалист по котлам и турбинам» в Ленинградский котлотурбинный институт имени И.И. Ползунова. В г. Ленинграде он вступил во Всесоюзную коммунистическую партию большевиков – ВКП(б).
В апреле 1931 году Александра Павловича Пономарева призвали в армию и по решению Выборгского райкома ВКП(б) направили на учебу во 2–е Ленинградское военно–авиатехническое училище.
После окончания училища в 1933 году он направлен для прохождения службы на Дальний Восток в 15–й ДРАЗ, а затем в 55–й скоростной бомбардировочный авиаполк (СБАП).
В 1939 – 1940 году А.П. Пономарев в должности заместителя командира авиаэскадрильи 31-го скоростного бомбардировочного авиаполка принимает участие в Советско–финской войне, и «за проявленное мужество и геройство в войне с финской белогвардейщиной» награжден орденом «Красное Знамя». Орден ему вручал М.И. Калинин в Москве в зале Кремлевского дворца.
Весной 1940 года он был направлен на должность командира авиаэскадрильи в 136-й ближне–бомбардировочный авиаполк, который дислоцировался сначала в г. Лебедин Харьковской (ныне Сумской) области, а затем перебазировался в г. Бердичев Житомирской области.
С начала Великой Отечественной войны 136-й ближне–бомбардировочный авиаполк принимает участие в боевых действиях на Юго-Западном фронте. В ходе боевых действий в июле – августе 136-й авиаполк понес самые тяжелые потери и уже к концу августа потерял все свои самолеты. Уцелевшие экипажи были направлены в 507–й ближне-бомбардировочный авиаполк.
В октябре 1941 года А.П. Пономарев был назначен на должность командира 2-й авиаэскадрильи в 37–«А» скоростной бомбардировочный авиаполк, который впоследствии был переименован в 448-й штурмовой авиаполк и вошел в 1–ую Ударную авиагруппу Волховского фронта.
В июле 1942 года 448-й ШАП вошел в состав 281-й штурмовой авиадивизии 14-й Воздушной армии.
Выписка из наградного листа:
«Пономарев Александр Павлович, капитан, командир 2 АЭ 448 ШАП
Представляется к ордену «Красное Знамя»
Русский. Член ВКП(б) с 1929 года.
Участвовал в боях с финской белогвардейщиной в 1939–40 гг. Участник войны с немецкими фашистами.
Ранее награждался орденом «Красное Знамя» за проявленное мужество и геройство в войне с финской белогвардейщиной.
За период Отечественной войны проявил исключительное мужество и отвагу в боях за Родину с немецким фашизмом. Своими геройскими боевыми делами, умением идти на риск на деле показал свою преданность делу партии Ленина – Сталина и Социалистической Родине, в полном бесстрашии к смерти, со злобой в душе к врагу уничтожал и уничтожает немецких захватчиков.
Бесстрашный, хорошо знающий свое дело летчик, умеющий при любых условиях сложившийся обстановке, спокойно и уверенно выполнять боевые задания. Благодаря своей отличной технике пилотирования, умению и риску с грамотным применением мощного вооружения самолета Ил–2, порой пробиваясь сквозь сплошной огонь противника тов. Пономарев нанес противнику большие поражения.
В период работы в частях ВВС Юго – Западного – Волховского фронтов по состоянию на 1.7.1942 г. произвел 16 успешных боевых вылетов на бомбометание скопления войск противника на переправах и движениях по дорогам на самолете Як–2 и 3 успешных боевых вылета на штурмовку войск противника. Задания выполняет отлично, проявляя при этом смелость, мужество и отвагу. Точность выполнения им задания подтверждались наземным командованием и истребителями сопровождения. Неоднократно лидировал на бомбардировку и штурмовку войск противника молодежный летный состав на укрепленные узлы сопротивления противника. Задания выполнил на отлично, за что имеет от командующего ВВС Юго – Западного и Волховского фронтов 4 благодарности.
За период боевой работы им уничтожено и разрушено: 3 танка, 4 полевых орудия с прислугой, 6 блиндажей с солдатами и офицерами, до 20 подвод с грузами и солдатами, 3 ЗП (зенитно–пулеметные) точки с прислугой, до 40 автомашин с солдатами и офицерами, 2 зенитных орудия, 7 ж.д.вагонов. Разрушена одна переправа, истреблено до 200 солдат и офицеров. Сброшено листовок 60 000 шт.
27.6.42 участвовал в массированном налете на укрепленный район противника Кириши.
29.6.42 г. участвовал в массированном налете являясь лидером звена самолетов Ил–2 в р –н хим.комбината – Кириши, задание выполнил отлично, за что от Командующего 1 УАГ СВГК он и летчики его эскадрильи получили благодарность. Тов. Пономарев летчик обладающий прекрасной волей, хорошими качествами штурмовика. Работая командиром АЭ с работой справляется хорошо, личным примером в бою и на аэродроме учит свой личный состав. Летчики его эскадрильи становятся подобны своему командиру. Является участником борьбы с белофинами, где за отличное выполнение боевых заданий награжден орденом «Красное Знамя».
В военном и политическом отношениях подготовлен хорошо. Выдержан с высокими моральными качествами.
Вывод: В соответствии с приказом НКО№ 0299 от 19.8.41 г. за отличное выполнение боевых заданий, за выполнение заданий на отлично и хорошо, достоин правительственной награды орден «Красное Знамя».

Командир 448 ШАП Военком 448 ШАП
капитан Баешко Бат.комиссар Валенюк
3 июня 1942 г.

Заключение вышестоящих начальников
Командующий 1 УАГ Ставки ВГК Военком 1 УАГ Ставки ВГК
полковник Буянский Батальонный комиссар Мороз
13 июля 1942 г.

Заключение Военного Совета фронта
достоин награждения «Красное Знамя»
Командующий ВВС ВФ Военный Комиссар ВВС ВФ
Генерал-майор авиации Бригадный комиссар
Журавлев Горский
14 августа 1942 г.

Заключение наградной комиссии НКО
наградить орденом «Красное Знамя»
Член Военного Совета
Волховского фронта
Корпусной комиссар
Мехлис
3 ноября 1942 г.».
К наградному листу приложена справка:
«Командир АЭ 448 Штурмового Авиационного полка, капитан Пономарев Александр Павлович, награжден орденом «Красное Знамя» за проявленную доблесть и мужество в войне с белофинами. Представлен за 18 успешных боевых вылетов к ордену «Красное Знамя». 20 июля 1942 г. при выполнении боевого задания погиб.
С момента последнего представления к Правительственной награде совершил 4 боевых вылета. Всего имеет за период Отечественной войны 22 успешных боевых вылета.
Капитан Пономарев являлся требовательным, тактически грамотным бесстрашным командиром. За период своего пребывания в АЭ навел четкий порядок и дисциплину в АЭ, являлся примером для всего личного состава в выполнении боевых заданий.
Вывод: Достоин представления к Правительственной награде посмертно – «Ордену Отечественной войны 2-й степени».
Командир 448 ШАП
майор Баешко
27 октября 1942 г.

С выводом командира полка согласен
Командир 281 ШАД
Подполковник Греськов
27 октября 1942 г.».
Приказом Волховского фронта № 0121–н от 3 ноября 1942 года, капитан Александр Павлович Пономарев был награжден орденом «Красное Знамя» посмертно.
Но 20 июля 1942 года А.П. Пономарев не погиб.
Александр Павлович Пономарев вылетел ведущим группы из четырех самолетов «Ил–2», на выполнение боевого задания в район станции Шапки Тоснеского района Ленинградской области. Ведомыми в группе были младшие лейтенанты А.И. Гарбуз, А.И. Момот и И.И. Зиновьев. В ходе нанесении бомбардировочно–штурмового удара по опорному пункту противника его самолет был поврежден зенитным огнем, загорелся и упал в лес в нескольких километрах северо–восточнее железнодорожной станции Шапки.
А.И. Гарбуз на поврежденном самолете перетянул линию фронта и совершил вынужденную посадку в районе Мыслово, а И.И. Зиновьев и А.И. Момот долетели до аэродрома на своих поврежденных самолетах. Все ведомые ви¬дели, как горящий самолет командира упал в лес и решили, что командир погиб.
Но А.П. Пономарев чудом остался жив. При ударе о деревья его выбросило из горящего самолета. В результате падения на землю он получил тяжелые ранения и потерял сознание. В таком беспомощном состоянии он и попал в плен.
За пятьдесят дней плена он побывал в трех лагерях для военнопленных в районе Мги, Полоцка и Риги, испытав пытки, допросы и издевательства. Но они не сломили отважного летчика, и когда на пятьдесят первый день его и группу летчиков погрузили в вагон и отправили в Германию, он возглавил побег. Летчики в вагоне проломали пол и выпрыгнули в пролом на полном ходу. Побег прошел удачно, почти сразу же беглецы попал в партизанский отряд, где Пономарев успел успешно повоевать три месяца. Затем он был переправлен через линию фронта и после «тщательных» проверок 28 февраля 1943 года вернулся в свой авиаполк, где вновь был назначен на должность командира эскадрильи.
21 мая 1943 года в ежедневной красноармейская газете «Бей врага» вышла статья под названием «Хуже смерти», в которой капитан А.П. Пономарев рассказал о злодеяниях и зверствах немецких захватчиков на оккупированных территориях и в концлагерях. Через несколько месяцев в этой же газете вышла новая статья А.П. Пономарева под названием «Бить врага прицельно и наверняка», в которой он делился опытом с молодыми летчиками, как лучше бить врага не числом, а умением, как более эффективнее наносить удары по его живой силе и технике.
Ветеран 14–ой Воздушной армии А.А. Тепляков записал воспоминание бывшего летчика – штурмовика Героя Советского Союза Михаила Дмитриевича Никишина о его друге А.П. Пономареве: «Я очень любил Сашу. Работая бок о бок с ним, всегда чувствовал его поддержку, внимание, сердечность. Советы и подсказки его были очень своевременны и ненавязчивы, доброжелательны. Храбрый и дерзкий в бою, на земле был неторопливым, внимательным и вдумчивым. Настоящий воспитатель, наставник. Летная судьба у него была интересной, хотя и трудной. В начале войны он был сбит над вражеской территорией. Тяжело раненный, нашел силы, выбросился из пылающей машины, сумел раскрыть парашют и приземлиться. Уже на земле потерял сознание и попал в плен.... На допросахнад ним, издевались, били, обливали холодной водой. Они требовали сведений об авиации. Он не сказал ни слова. Как камень был. Позже, окрепнув, он бежал из фашистского ада. Еле добрался до своих, вернулся в полк и стал еще злее громить врага...
Я многому научился у Саши Пономарева. Всегда брал пример с него. А когда меня назначили командиром эскадрильи вместо Пономарева, честно говоря, задумался, смогу ли быть таким руководителем эскадрильи, каким был Пономарев? Не растеряю ли добрую славу эскадрильи?».
21 октября 1943 года при вылете на боевое задание самолет «Ил–2» № 306399 потерпел катастрофу на аэродроме Кленино. Майор Александр Павлович Пономарев погиб, а его воздушный стрелок Алексей Константинович Федюнин чудом остался жив. При ударе его выбросило из кабины самолета.
Выписка из второго наградного листа:
«Пономарев Александр Павлович, майор, командир авиаэскадрильи 448 Штурмового авиационного полка
Представляется к ордену «Отечественная война 1 ст.» (посмертно)
Ранее награжден орденом «Красное Знамя» – за образцовое выполнение заданий Правительства в войне с белофиннами; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1940 г., Орденом «Красное Знамя» – за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, приказ Войскам ВФ(Волховского фронта) № 0121–н от 3.11.1942 г.
В Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками на фронтах совершил 45 успешных боевых вылетов, из них на Юго-Западном фронте на самолете Як–2 16 боевых вылетов и на Волховском фронте на самолетах Ил–2 29 боевых вылетов.
За образцовое выполнение боевых заданий Правительства в войне с белофиннами и проявленные при этом доблесть и мужество майор Пономарев Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1940 года был награжден орденом «Красное Знамя».
За то, что в Отечественной войне совершил 19 успешных боевых вылетов, из них на юго –западном фронте 16 боевых вылетов и на Волховском 3 вылета, за проявленные при этом доблесть и мужество, Приказом Войскам Волховского фронта № 0121/н от 3.11.1942 г. майор Пономарев награжден вторым орденом «Красное Знамя».
После награждения майор Пономарев на Волховском фронте совершил еще 29 успешных боевых вылетов. Все в качестве ведущего групп самолетов.
За период боевых действий на Волховском фронте выдвинулся как один из лучших летчиков штурмовиков. Летает на задания в сложных метеусловиях, является бесстрашным, отважным командиром.
Командуя эскадрильей на Волховском фронте после награждения майор Пономарев добился высокой организации, четкого порядка в АЭ. Летчиками его АЭ совершено 187 успешных боевых вылетов, техническим составом обслужено 230 самолетовылетов.
21 марта 1943 г. группа самолетов Ил–2 под командованием майора Пономарева нанесла бомбадировочно–штурмовой удар по подходящим резервам противника в р-не Сологубовка – Мга. Задание группа выполнила хорошо, лично майор Пономарев в дер. Сологубовка уничтожил 1 автомашину с грузом, отмечено 2 прямых попадания снарядов РС в р-не склада.
10 мая 1943 г. по вызову наземного Командования 4 Ил–2 под командованием майора Пономарева уничтожали артиллерию и минометы противника на участке в районе Гонтовая Липка. Будучи наведены на цель нашими артиллеристами группа выполнила задание отлично. В присланном подтверждении наземного Командования начальник авиаотдела подполковник Лукашевич (Владимир Владимирович Лукашевич - И.Н.) сообщил:
«Наземники отмечают отличную работу 4 Ил–2 10.5.1943 г. утром на участке Гонтовая Липка. Внезапным налетом был нанесен мощный удар по огневым точкам противника. Противник был ошеломлен, совершенно не ожидая их появления. В грохоте арт.огня обнаружил Илы тогда, когда стали взлетать на воздух его разбитые минометы и пушки. Этот мастерский удар, который Командование 2 Ударной Армии наблюдало впервые. Наземники восхищены и благодарят».
14.08.1943 г. в качестве ведущего 4 самолетов Ил–2 уничтожал арт.минометные батареи противника в районе раз. Апраксин, Славянка. Как сообщил Командующий 14 ВА группа над целью работала отлично. В результате 2–х заходов на цель был подавлен огонь и частично уничтожена 1 мин.батарея.
10.10.1943 г в качестве ведущего 4 Ил–2 уничтожал войска и огневые средства противника в районе 1 км севернее Жары. На цель группа произвела 3 захода и задание выполнила отлично. В результате действий штурмовиков возник 1 взрыв большой силы.
21 октября 1943 г. при вылете на боевое задание майор Пономарев погиб.
Вывод:
За образцовое выполнение боевых заданий Командования с немецко-фашистскими захватчиками, за успешное руководство боевой работой эскадрильи и проявленные при этом доблесть и мужество достоин представления посмертно к Правительственной награде Ордену «Отечественная война 1 степени».

Командир 448 ШАП
Майор Баешко
21 октября 1943 г.

Заключение старших и высших начальников
достоин награждения Орденом «Отечественная война 1 степени».

Командир 281 ШАД
Полковник Греськов
26 октября 1943 г.

наградить орденом «Отечественная война 1 степени».

Командующий 14 Воздушной Армии
Генерал –лейтенант авиации
Журавлев
4 ноября 1943 г.».
Приказом 14-й Воздушной Армии № 0113/н от 6 ноября 1943 года майор Александр Павлович Пономарев посмертно был награжден орденом «Отечественная война 1 степени».
Похоронен А.П. Пономарев на окраине деревни Кленино, впоследствии перезахоронен в деревню Любцы Маловишерского района. На его обелиске была когда–то сделана надпись: «Он похоронен дважды».
Из последнего письма А.П. Пономарева своей жене: «Твои письма для меня являются духовной пищей, которые во мне поднимают боевой дух и вселяют бодрость, отвагу на скорейший разгром ненавистного нам врага. Сколько за этих два года войны немецкое зверье отняло от нас хороших, счастливых дней жизни…».

354-.JPG


355-.jpg


356-IMG_2938.jpg

Майор А.П. Пономарев и его воздушный стрелок А.К. Федюнин
у своего самолета Ил-2, на борту надпись «За Сталина»

357-270.jpg


358-282.jpg


359-276.jpg


360-281.jpg
Последнее редактирование: 11 года 1 нед. назад от Командир Николаич.

Летчики 11 года 1 нед. назад #144

361-277.jpg


362-278.jpg


363-275.jpg


364-279.jpg


365-274.jpg


366-041.jpg


367-280.jpg


368-269.jpg

Летчики 11 года 1 нед. назад #145

372--1.jpg


373--2.jpg


374--3.jpg


375--4.jpg


376--5.jpg


377--7.jpg


378--6.jpg

Летчики 11 года 1 нед. назад #146

379--8.jpg


380--9.jpg


381--11.jpg


382--10.jpg


371-.jpg


369-271.jpg


370-272.jpg

Летчики 11 года 1 нед. назад #147

Попов Иван Кузьмич
сержант – авиамеханик
958-го штурмового авиаполка
281-й штурмовой авиадивизии
14-й Воздушной армии
1922 – 27.10.1943 года

Иван Кузьмич Попов родился в 1922 году в деревне Лолошур Возжи Граховского района Удмуртской АССР.
Кадровый военный, сержант – авиамеханик служил в 958–ом штурмовом авиаполку 281-й штурмовой авиадивизии 14-й Воздушной армии.
Погиб И.К Попов на аэродроме при налете авиации противника 27 октября 1943 года. Похоронен на кладбище летчиков города Малая Вишера.

383--.jpg


384-IMG_8190.jpg
Работает на Kunena форум