Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3

ТЕМА: 658-й ночной бомбардировочный авиационный полк

658-й ночной бомбардировочный авиационный полк 10 года 9 мес. назад #650

2-АЭ (авиаэскадрилья)
Летчики
Фамилия, инициалы К-во боевых вылетов Налет Стрелки - бомбардировщики
Фамилия, инициалы К-во боевых вылетов Налет
Паршиков Н.Н. 85 58.11 Егошин В.Н. 115 148.22
Варфоломеев В.С. 2 2.00 Иоганов М.Ю. 80 84.33
Борисов С.С. 22 18.40 Коршак В.С. 130 135.46
Брантюков К.В. 10 19.46 Колодка Г.А. 26 39.15
Дедюлин П.С. 40 72.39 Кременский А.И. 31 30.25
Капустин А.Г. 297 223.15 Лейн М.Л. 16 26.01
Крылагов 17 34.01 Могилка В.С. 16 23.00
Литун М.Г. 141 151.09 Стафейчук В.А. 24 42.54
Яковлевский В.В. 37 29.44 Шевченко А.Н. 38 45.14
Сероштан А.Ф. 41 78.43 Юсов В.С. 42 39.32
Клюев А.А. 19 21.04 Кожемякин 37 72.09
Антимиров И.Г. 137 134.39 Матюхин 53 43.05
Кузнецов К.А. 44 40.51 Тайц М.И. 53 44.45
Курысь 21 41.06 Феликсов 21 26.59
Головков
(Головнов) Н. 8 10.45 Темирбаев Ф(В).З. 7 7.23
Лежнев В.П. 9 9.52
Итого: 829 947.28 689 809.22

Управление полка: Михеев – нач. штаба 1 00.22
Зирин – нач. опер. отдела 6 3.00
Грызлов – штурман полка 5 8.20
Марченко – нач. штаба 2 1.32
Всего полк совершил 1 606 боевых вылетов с общим налетом 1 753 часа.

658-й ночной бомбардировочный авиационный полк 10 года 9 мес. назад #651

В лучах прожектора.
Наступил вечер. Летчик Борис Зимин медленно шел по краю опушки леса к стоянке своего самолета. Он вспоминал рассказ комиссара полка майора Асмолова, сегодня вернувшегося со станции Хвойная, куда он отвозил собранные летно-техническим составом полка хлеб, масло и сахар для эвакуированных из блокадного Ленинграда детей.
- Товарищи, -говорил комиссар, - когда к станции Хвойная от Ладоги подошел товарный эшелон с эвакуированными ленинградцами, я сразу побежал к вагону, где находились дети. Открылись двери и я увидел, как на нарах, завернутые в одеяла, пальто, лежали бедные ребятишки. Я раскрыл сумку и передал содержимое такой же бледной, с ввалившимися глазами, сопровождающей детей женщине, думая, что сейчас послышатся радостные голоса и дети протянутся к нашим гостинцам. Но никто не пошевелился на нарах. Взгляд детей был совсем безучастный. "Это дети погибших в блокаде родителей", - сказала сопровождающая вагон женщина. - Они очень истощены и не могут сами принимать пищу. - Я был поражен увиденным, - продолжал комиссар, и не мог смотреть на этих еле живых, оставшихся без родителей маленьких ленинградцев. Вот так, товарищи. Мы должны летать еще больше и бить проклятых фашистов еще крепче, чтобы освободить город Ленина от блокады.
Перед глазами Зимина стояли изможденные лица детей. За ним, также задумавшись, шел штурман Николай Ильенко. Между деревьями показался тщательно замаскированный самолет с яркой красной надписью на фюзеляже: "За Ленинград". Эти надписи еще два месяца назад сделали механики, когда шли тяжелые бои в районе Спасской Полисти и Мясного Бора. Около самолета работал механик Иван Зубенко. Услышав приближающиеся шаги, он повернулся и, подойдя к командиру экипажа, четко доложил о готовности самолета к боевому вылету. Зимин и Ильенко одели парашюты и заняли свои места в кабинах. Механик Зубенок с мотористом Рязановым быстро сняли с самолета маскировку, и через минуту мотор уже заработал, отбрасывая струей винта назад, в лес, ветки и сухие листья.
Еще раз уточнив со штурманом маршрут полета, порядок захода на цель и бомбометания, Зимин вырулил на старт. Наступили глубокие сумерки. Осмотрев кабину, поудобнее расположив на коленях планшет с картой, он осмотрел взлетную полосу, далекий в конце аэродрома световой ориентир и, нажав на кнопку, помигал зеленым огнем.
С командного пункта ответили зеленым миганием - разрешающим взлет. Мотор громко заработал, обдавая корпус самолета тысячами искр, неслышно оторвался от земли. Летчик набрал высоту и взял курс к заданной цели. Надо было уничтожить штаб крупного фашистского соединения. В последние дни гитлеровское командование интенсивно перебрасывало боевую технику и войска через реку Волхов на Киришский плацдарм, по-видимому, подготавливая удар на восток. Задание усложнялось тем, что цель находилась близко к передовой, была прикрыта большим количеством зенитных средств и прожекторами. Испытывая чувство огромной ответственности за выполнение боевого задания, Борис Зимин, чуть наклонив голову за борт кабины, внимательно всматривался в ночной мрак. Внизу чуть заметно изгибалась река Волхов.
- Пересекаем линию фронта, впереди цель, - послышался в наушниках голос Коли Ильенко. Внизу было подозрительно спокойно, только отдельные трассы и вспышки возникали на темной поверхности земли. По-видимому, враг не хотел раскрывать себя, надеясь, что самолет пролетит мимо.
- Разворот влево, курс 280 градусов, - вновь раздался голос Ильенко.
Летчик развернулся на заданный курс, немного уменьшил обороты мотора и, бросая взгляд на компас, авиагоризонт и через кабины в направлении цели, старался точно выдержать режим полета на боевом курсе. Ильенко, прильнув к оптическому прицелу, давал команды: "Вправо.., влево, держать так". Наступил самый ответственный, самый трудный в боевом вылете момент. Теперь нельзя было ни на один градус изменить курс или допустить крен, уменьшить или увеличить скорость, изменить высоту полета. В наушниках непрерывно слышался голос "Держать так, держать так".
Напрягаясь до предела, Зимин еще раз наклонил голову через борт кабины, и в этот момент, как выстрел, в лицо ударил пронзительный луч прожектора, обнял своим обжигающим светом самолет и ослепил глаза летчика. Вслед за первым лучом к самолету моментально устремились другие, накладывая свои щупальца на одну точку. Зимин рывком убрал голову в кабину, бросил взгляд на приборы, но кроме желтого тумана ничего не увидел.
Крепко зажмурив глаза, он какой-то миг подержал их закрытыми, затем медленно закрыл. Немного стали вырисовываться приборы.
В наушниках, откуда-то издалека, слышался голос Ильенко: "Шесть, пять, четыре..."Кругом с треском и грохотом рвались снаряды, неслись, пронизывая крылья, разноцветные трассы. Приблизившись лицом почти вплотную к авиагоризонту, Зимин всем свои телом стремился удержать силуэт самолета в центре прибора. "Два, один, залп", - доносился голос штурмана. Машина характерно вздрогнула, и четыре сотки понеслись вниз.
Зимин энергично дал рули влево, стараясь выскочить из этих смертельных щупальцев света и огня, но... самолет не повиновался, продолжая полет и не реагируя на движения пилота.
"Ясно, перебито управление", - мелькнуло в сознании. Зимин еще и еще двигал рулями, но самолет продолжал полет, медленно накреняясь и переходя в спираль. Убрать обороты, Зимин передал Ильенко: " У нас перебито управление, приготовься прыгать". Но ответа не последовало. Теперь зенитки били с каким-то злорадством по неуправляемому и освещаемому яркими лучами самолету. Неожиданно резкая боль разлилась по телу. Что-то горячее и обжигающее ударило в бок.
Расстегнув привязные ремни и крепко зажмурив глаза от света прожекторов, Борис Зимин наощупь, с большим трудом, перелез через борт кабины на крыло и, широко расставляя ноги, стал медленно передвигаться к кабине штурмана. Встречный поток воздуха со скоростью 180-200 километров в час стремился оторвать его от самолета. Прилагая нечеловеческие усилия, он, наконец, ухватился рукой за турель штурмана, подтянулся и нагнул голову в заднюю кабину. Коля Ильенко, согнувшись, полулежал, уткнувшись головой под переднее сиденье пилота. Держась одной рукой за турель пулемета, Зимин второй раз попытался приподнять голову Ильенко, но сил на это не было. Самолет к этому времени уже опустил нос и стал медленно переходить в крутую спираль. Вдруг один из снарядов ударил в верхний бензобак. Горючее вспыхнуло и зловещим огнем разлилось по самолету. Пламя ударило в лицо, обожгло руки. Зимин почувствовал, как силы его слабеют, ладони медленно сползают с края кабины, и он, подхваченный встречным потоком воздуха, полетел вниз.
В первый момент он ничего не смог сообразить, но с ускорением падения и усилением давления встречного потока воздуха создание вернулось к нему.
Нащупав вытяжное кольцо парашюта, Зимин с силой рванул его. За спиной послышался шорох, затем резкий рывок. Почувствовал страшную боль в бедре. Прошли какие-то секунды. С трудом открыв опаленные глаза, он сквозь желтую пелену, далеко внизу, увидел в лучах прожекторов быстро вращающийся в крутой спирали охваченный пламенем свой самолет. Николай Ильенко... Глубокая тоска и жалость охватили сердце. А самолет все сверлил и сверлил ночную темноту и ударившись о землю, осветил своим огнем окружающий мрак. Этот взрыв напомнил ему, что скоро земля, но внизу ничего не было видно. По движению воздуха Зимин понял, что ему надо развернуться лицом по ветру. Хотел поднять руки и за стропы развернуть парашют, но сил на это не было.
Хотя он ждал, что вот-вот будет земля, она ударила его неожиданно, подбросила вверх и вновь приняла на себя. От удара и резкой боли в голове закружилось, сознание уплыло куда-то в сторону. Прошло какое-то время. Зимин очнулся, сильно жгло обгоревшее лицо и руки. Было темно и тихо. Мелькнула тревожная мысль: а если эта территория занята противником? Сильно забилось сердце. И вдруг чей-то тихий голос: "Браток, а браток, ты жив?" Голос повторился еще раз.
Распухшие от ожога губы и лицо не давали возможности ответить. Кто-то наклонился и ощупал его, отстегнул лямки парашюта, снял ранец, затем осторожно подтянул под него парашют, обвязал грудь стропами, потянул их под руки и медленно поволок.
Никогда Зимин не думал, что земля может быть такая неровная и жесткая. Каждая кочка причиняла невыносимую боль. Томительно тянулось время. Наконец послышались родные русские голоса. несколько человек подняли его, понесли и положили на что-то мягкое. Зимин почувствовал, как чьи-то руки осторожно подняли ему голову и услышал тихий голос: "Терпи, сокол". С трудом приоткрыв глаза в полутемной траншеи он увидел ласковое лицо наклонившейся над ним девушки. "Свои", - радостно сверкнула мысль, и сознание вновь провалилось в темную ночь.
полковник в отставке Э. Вийк

Рыбак Эстонии 21 января 1985

658-й ночной бомбардировочный авиационный полк 10 года 9 мес. назад #652

Ученик войны


IMG_3401.jpg


В полк А.Г. Капустин пришел осенью 1941 года. Это было под Ленинградом в памятные суровые дни. Он был рядовым летчиком. Десятки раз в сложных ночных условиях водил он свой самолет на бомбардировку вражеских позиций.
Командование всегда поручало ему наиболее ответственные и опасные задания. Весной 1942 года немцы начали новый штурм Ленинграда. Наши войска вели тяжелые бои. В этой операции Капустин принимал активное участие, совершая на самолете "Р-зет" по 8-10 боевых вылетов за ночь.
В районе населенных пунктов Спасская Полисть, Синявино и Любань он взорвал три склада с боеприпасами, в поселке Митино сжег крупный узел управления войсковой группировки, дважды разрушал переправу немцев через Волхов, вывозил в тыл противника парашютистов.
В конце 1942 года Капустину присвоили звание старший лейтенант и он стал заместителем командира авиаэскадрильи. Его грудь украсили два ордена Красного Знамени.
Началась Курская битва. Капустин уже на грозной машине штурмовике "Ил-2"во главе эскадрильи штурмует войска и технику противника. Водном из воздушных боев самолет Капустина был тяжело поврежден, воздушный стрелок убит. Управление было перебито, но летчик сумел развернуть самолет на свою территорию. Выжимая из своей машины все возможное, Капустин вел неравный бой. Один Фокке-Вульф ФВ-190 свалился на крыло и круто пошел к земле. Атаки истребителей не прекращались. Израненная машина потеряла высоту и приземлилась на территории занятой врагом. Фашистские летчики решили окончательно уничтожить наш самолет и встав в круг, продолжили атаки. Сорок осколочных ранений получил Капустин. Израненный летчик сумел добраться до своих.
Зима 1945 года. 2-й Прибалтийский фронт. Десятки артиллерийских орудий не давали нашим воинам пробить оборону противника. Тогда капитан Капустин во главе большой группы штурмовиков пошел в атаку. Взлетают дзоты, умолкает артиллерийский огонь врага, советская пехота прорвала оборону немцев.
На аэродроме Капустина ждала радостная весть - за отличное выполнение боевого задания командующий объявил благодарность всей группе летчиков-штурмовиков.
Войска 1-го Белорусского фронта начали взламывать немецкие укрепления в Белоруссии. Кавалер ордена Красного Знамени снова активный участник большого наступления Десятки раз в сложных метеорологических условиях при сильном противодействии противника в группе 12-16 штурмовиков, несет смерть немцам.
Советская Родина полностью очищена от немецких орд. Немцы покатились к своему логову. Майор Капустин получил еще один орден Красного Знамени, орден Отечественной войны 1 степени и за освобождение Польши - Крест Валечных (Грюнвальда), громит немцев северо-западнее Берлина, на восточном берегу Эльбы.
1 мая 1945 года долго будет памятен Капустину и его однополчанам этот день. Лучшему из лучших летчиков части - майору Капустину было поручено нанести группой в 18 самолетов "Ил-2" праздничный штурмовой удар по скоплению отходящих немецких войск в районе небольшого леса. Группа подошла к цели. Внизу притаился враг. По приказу Капустина самолеты ринулись в атаку. Группа встает в круг и атака следует за атакой. Немецкая пехота сдалась в плен советским штурмовикам.
Славный летчик, кавалер шести орденов и медалей, прошел великий путь от стен Ленинграда до Берлина, совершив 265 боевых вылетов.

658-й ночной бомбардировочный авиационный полк 10 года 9 мес. назад #653

Э. В. Вийк
В тяжелый 42-й

658-й авиаполк ночных бомбардировщиков, вооруженный самолетами Р-зет, обеспечивал боевые действия 2-й ударной армии, которая, прорвав фашистскую оборону в районе населенных пунктов Спасская Полисть-Мясной Бор, устремилась на северо-запад с целью срезать Любань-Киришский выступ противника и этим помочь освобождению Ленинграда от блокады. Полк базировался на временном полевом аэродроме.
С наступлением темноты экипажи вылетали в район попавшей в окружение армии, сбрасывая на бреющем полете продовольствие и боеприпасы, штурмовали вражеские войска. К середине ночи совместными усилиями наземных частей и авиации удавалось разрывать кольцо окружения, но противник вел ураганный огонь из всех видов оружия, стремясь во что бы то ни стало вновь замкнуть кольцо. Внизу буквально все кипело от взрывов снарядов, мин, пулеметных и автоматных очередей. В этом хаосе огня и дыма трудно было находить вражеские батареи и уничтожать их. Летный состав нес большие потери, но с поставленными задачами справлялся.
С наступлением весны взлетно-посадочная полоса стала быстро таять. Получив очередное боевое задание, я выруливал на старт и миганием бортовых огней просил разрешение на взлет. В ответ на мигание зеленого огня с командного пункта тяжело нагруженная машина начинала взлет. Лыжи самолета, попадая в проталины, тормозят движение, самолет кидает то в одну, то в другую сторону, скорость нарастает медленно, рули недостаточно эффективны и на мои энергичные движения реагируют слабо. Когда машина, набрав скорость, медленно оторвалась от земли, я с облегчением вздохнул и, набрав высоту, взял курс туда, где под непрерывным огнем, по пояс в воде и болотной грязи, промокшие, голодные, усталые, сражались наши пехотинцы.
Далеко впереди сначала слабо, а затем все ярче попыхивали взрывы снарядов и мин. Обозначенной линии фронта нет. Только по трассам огня можно было угадать и определить, где свои, где противник. На земле шли тяжелые ночные бои. Вместе со штурманом Лещей Федосовым засекли артиллерийские и минометные батареи врага и устремились к ним. Одну за другой сбрасывали фугасные и осколочные бомбы, а затем обстреляли огневые точки гитлеровцев из пулеметов. Зенитки фашистов открыли яростный огонь. Десятки разрывов и огненных трасс окружили нас, но задание надо выполнить - за нами прилетят другие экипажи полка. И так непрерывно, почти каждую ночь...
Февраль 1942 г. В маленькой низкой землянке вокруг жарко натопленной печурки мы сидим в ожидании боевого вылета. Тихо, каждый о чем-то думает. Один при слабом свете аккумуляторной лампочки пишет письмо в далекий тыл, другой изучает по карте район предстоящих полетов. Тишину прерывает внезапный звонок полевого телефона. Командир полка внимательно слушает, делает какую-то пометку на карте и, обращаясь ко мне, говорит:
- Надо взорвать бензохранилище немцев в одном километре северо-восточнее железнодорожной станции Любань. Цель сильно прикрыта зенитным огнем и прожекторами.
- Есть,- отвечаю,- взорвать бензохранилище. Со штурманом Алексеем Федосовым быстро прокладываем маршрут, рассчитываем курс, время полета и выбегаем к стоянке самолета. Механик Иван Прижимов уже ждет нас, помогает надеть парашюты. Оружейники Герман Катугин и Николай Ермаков заканчивают подвеску бомб. Мотор работает на малых оборотах. Вскакиваю на крыло, залезаю в кабину, привязываюсь ремнями, окидываю взглядом приборы и выруливаю на старт. Ловлю чуть заметное зеленое мигание карманного фонарика руководителя полетами - сигнал "Взлет разрешен", даю газ, машина набирает скорость и отрывается от земли. Делаю круг над аэродромом, встаю на боевой курс и отмечаю время.
Темная безлунная ночь. Вверху мерцают звезды, внизу вспыхивают разрывы снарядов и сигнальных ракет. В кого-то' несутся трассы пулеметных очередей, горят какие-то постройки, и зарево пожара тает высоко в небе. Мерно гудит мотор, и на слабо освещенной приборной доске вздрагивают стрелки приборов. Между темными лесистыми берегами Волхова появился еле заметный изгиб. Еще раз сличаем показания компасов, проверяем путевую скорость. Все правильно, скоро цель. Там дальше, впереди, в тревожной темноте лежит мой родной Ленинград. Голодный, холодный, истекающий кровью, сжатый железным кольцом блокады, он стоит, изумляя мир своей стойкостью, мужеством, непоколебимой верой в победу.
Враг хитер и коварен. Он слышит приближение самолета. Его многочисленные зенитные и прожекторные установки повернулись в нашу сторону и ждут. Изменяю курс и начинаю обход, медленно снижаю обороты мотора, закрываю водомаслорадиаторы, плавно разворачиваюсь на обратный курс и неслышно планирую к цели. Высота все меньше и меньше. До боли в глазах всматриваюсь вперед. Вот чуть заметная полоска железной дороги и характерная опушка леса. Теперь уже штурман дает команды: "Влево!", "Вправо!", "Так держать!" Стараюсь точно выдержать боевой курс. Высота 400, 300, 250 метров. Самолет вздрагивает, и тяжелые бомбы устремляются вниз. Проходят очень длинные 8-10 секунд, и внизу ярко вспыхивает огромный изрыв. Фашисты в панике выбегают из землянок, бросаются к орудиям и прожекторам. Советский самолет пришел, конечно, оттуда, с востока, и ушел на запад, решают они. Дрожащие лучи прожекторов безумно мечутся по темному небу, стремясь во что бы то ни стало поймать нас в свои щупальца. Зенитки наугад открывают бешеную стрельбу, а звукоулавливатели, раскрыв свои огромные уши, стараются в этом хаосе уловить звук мотора. Но наш самолет с приглушенным двигателем продолжает неслышно планировать в противоположную сторону. Высота все ниже и ниже, скоро земля. Даю газ, и самолет с ревом выходит в горизонтальный полет.
И сразу лучи прожекторов, описав по небу стремительную дугу, направляются туда, где я маневрирую между верхушками освещенных деревьев, уходя на восток. Гитлеровцы переносят огонь в направлении лучей прожекторов, но уже поздно. Прожекторы один за другим гаснут, стрельба прекращается.
А сзади все выше и выше над пораженной целью в ночное небо поднимается яркое красное пламя пожара. Ровно гудит мотор. Радостно и счастливо бьется сердце.
Июнь 1942 г. Уже третью ночь мы не можем выполнить приказ - разрушить переправу противника через реку Волхов, по которой гитлеровцы усиленно перебрасывали на Киришский плацдарм резервы. Переправа тщательно замаскирована, разведчики обнаружили ее под разрушенными фермами киришского моста, который охраняется большим количеством зенитных средств. При появлении наших самолетов немцы открывают ураганный огонь.
Мы с командиром 2-й эскадрильи капитаном Николаем Паршиковым через сутки руководили ночными полетами на старте, а после дежурства в следующую ночь выполняли боевые задания вместе с другими летчиками. В эту ночь я с беспокойством выпускал самолеты в воздух и с тревогой встречал подчас сильно поврежденные зенитным огнем машины. Сообщений о разрушении переправы все не было.
Вот произвел посадку очередной самолет, быстро зарулил на стоянку и часто замигал бортовыми огнями - сигнал вызова машины "скорой помощи". Тяжелое ранение получил штурман Василий Егошин. Бегу на командный пункт, докладываю командиру полка майору Михееву о случившемся, потом выкладываю свой план:
я вылетаю, иду в район цели и отвлекаю на себя зенитный огонь противника. В это время четыре других экипажа подходят к цели на приглушенных моторах и с малой высоты в кильватерной колонне сбрасывают бомбы по переправе. Командир полка молчит, затем делает несколько шагов по землянке и спрашивает:
- Ты знаешь, что это значит?
- Знаю,- отвечаю я. - В каждом полете риск. Разрешите выполнять?
Он смотрит на часы. Уже вторая половина ночи, скоро рассветет, и переправа противника опять будет работать.
- Хорошо, выполняйте задание! - приказывает Михеев.
Впереди, в 15 минутах полета, река Волхов и переправа врага. По горизонту всполохи разрывов, озаряющие темный небосклон. Если идти на большой высоте, то гитлеровцы могут моим самолетом не заинтересоваться, и тогда полет теряет смысл, если на малой высоте, то, по всей вероятности, меня быстро собьют. Выбираю высоту 1400-1500 метров и на полных оборотах мотора подлетаю к переправе.
Земля вдруг вспыхивает сотнями огней, и веера светящихся трасс устремляются ко мне, пролетают мимо, но несутся новые огненные линии и шарики, освещая своим разноцветным светом мой самолет. С грохотом рвутся снаряды крупнокалиберных зениток. Ввожу самолет в вираж и кружусь в этом огне. Наиболее опасны первые выстрелы, затем наводчики орудий ослепляются вспышками, и стрельба становится не столь точной. Продолжаю кружить, то увеличивая, то уменьшая радиус виража, выбираю одну из зенитных батарей, и штурман Федосов сбрасывает на нее бомбу. Затем разворачиваюсь в другую сторону, и еще две бомбы падают на батареи гитлеровцев. Ввожу самолет в пикирование и обстреливаю зенитки из пулемета, затем перекладываю машину в "спираль", и штурман Федосов поливает огневые точки из пулемета. На высоте 1000 метров вывожу самолет в горизонтальный полет, и в этот момент раздается удар. В слабо освещенном выхлопами мотора верхнем правом крыле вижу дыру и большой кусок болтающейся перкали, сорванной с поверхности крыла. Вновь выбираю в створе две батареи, и штурман сбрасывает оставшиеся бомбы.
Самолет начинает трясти, накреняю его и разворачиваю в сторону поврежденного крыла, и внезапно кусок болтающейся обшивки отрывается и исчезает в темноте. Даю рули в обратном направлении крена и в этот момент вижу у переправы длинную серию темно-красных взрывов. Зенитный огонь противника переносится в направлении моста, в сторону улетающих самолетов, но он уже не страшен.
С трудом удерживая равновесие, разворачиваю самолет на свою территорию. С тревогой наблюдаю за поврежденным крылом и думаю: лишь бы не сорвало ос-1авшуюся часть обтяжки крыла, если сорвет, то перевернется мой Р-зет и пойдет вниз. Веду его со снижением. Вот и Волхов. Меня провожают отдельные трассы и разрывы зенитных снарядов, но я не обращаю на них внимания. Осторожно захожу на посадку, и моя израненная серебристая машина влетает в луч прожектора и неслышно касается взлетно-посадочной полосы.
Через полчаса в предрассветной тишине выстраивается личный состав полка. Слышится команда "Смирно!". Майор Михеев зачитывает телеграмму командующего ВВС Волховского фронта об объявлении благодарности летному составу за отличное выполнение сложного боевого задания по уничтожению фашистской переправы через Волхов в районе Киришей. Затем он выбывает меня из строя. Строевым шагом подхожу к командиру. Он делает два шага в мою сторону, крепко обнимает и целует. Чувствую, как бьется сердце, с трудом выговариваю: "Служу Советскому Союзу!" - и, повернувшись кругом, возвращаюсь в строй.
Июль 1942 г. Они стояли готовые к выполнению особо важного боевого задания, эти две девушки, ленинградские студентки. Приказ был кратким: доставить и сбросить с самолета в квадрат N двух разведчиц и получить подтверждение о благополучном их приземлении. Предстояло выполнить сложный полет ночью в глубь территории, захваченной фашистами. Разные были до этого полеты, но никогда не было на душе так тревожно и тяжело, как сейчас, при виде этих серьезных, без улыбки, отважных женщин, летящих в логово врага для выполнения особого задания.
Тщательно осмотрен самолет, опробован мотор. Вася Бугаев, механик моего самолета, докладывает: "Все в порядке". Механики по вооружению Анатолий Павлюченко и Герман Катугин помогают девушкам надеть парашюты, прикрепляют к лямкам рацию, автоматы и вещевые мешки, когда одна ложится на правое, вторая - на левое крыло, привязывают их к стойкам и выводят трос сбрасывания к замку бомбодержателя. Все готово. Осторожно выруливаю на старт. Прошу разрешения на взлет и, получив подтверждение, плавно взлетаю. Ночь темная. Земли не видно, неба тоже, оно закрыто облаками.
Впиваюсь глазами в экран авиагоризонта, стараюсь возможно точнее держать изображение силуэта самолета в перекрестке прибора и стрелку компаса на заданном курсе. Эти две девушки, омываемые пронизывающим встречным ветром на крыльях самолета, верят в меня. И впереди, на маленькой полянке среди ленинградских болот и лесов, их ждут и тоже верят.
Приближается линия фронта. Фашисты открывают огонь. Вверх несутся разноцветные трассы пуль и снарядов. Наверное, только у матерей, несущих через опасность своих детей, такое чувство, как сейчас у меня. Маневрирую между трассами, изменяю курс, высоту, скорость. Некоторые трассы проходят так близко, что освещают своим светом самолет и бесценный груз на крыльях. Наконец линия -фронта остается сзади, стрельба ослабевает, и только отдельные светящиеся линии проходят в стороне.
Прошел уже час полета. Приближаемся к заданному квадрату. Перегнув голову через борт кабины, до боли в глазах всматриваюсь в ночную тьму и вдруг вижу далеко внизу на черном фоне земли еле заметный световой сигнал. Миганием бортовых огней запрашиваю пароль и, получив ответ: "Земля готова к приему", покачиваю крыльями самолета - даю этим сигнал "приготовиться", В ответ вижу на обоих крыльях мигание зеленых огней карманных фонариков - это девушки докладывают о готовности к прыжку. Встаю на боевой курс, уменьшаю скорость. Штурман Леша Федосов, припав к прицелу, уточняет направление полета. Еще несколько секунд, и вот с крыльев одновременно соскальзывают наши девушки и на черном фоне вспыхивают купола белых парашютов. Делаю круг за кругом, гляжу вниз и молюсь всем богам мира, лишь бы приземление произошло благополучно.
И вот с земли летят три разноцветные ракеты. Это сигнал: "Приземление благополучно, задание выполнено". Как легко сразу на душе! Беру обратный курс на аэродром и тихонько про себя напеваю: "Темная ночь..."
13 апреля 1942 г. Склонившись над столом, мой боевой товарищ Иван Мотненко писал:
"Здравствуй, Шурик! Твое последнее письмо получил, за которое очень благодарю и крепко, крепко целую тебя, нашу дочку Ларису и бабушку.
Шурик! Наша задача прямая и верная - бить гадов, забравшихся на нашу землю, уничтожать их и гнать прочь. Фашисты будут помнить и знать, что советский народ не раз бил всех врагов, посягнувших на его землю, и будет их бить. Это освободительная война нашего народа и всех свободолюбивых народов, порабощенных государств против немецкого фашизма, против рабства, за свободу.
Может быть, и придется отдать свою жизнь, то только за вас, во славу своей Родины, во славу своего народа. Так передай тогда всем своим и моим знакомым..."
За окном сгущались сумерки. Иван вынул кисет, набил трубку и закурил. О многом хотелось ему рассказать в письме домой жене, но скоро вылет, надо было идти в штаб. Он сложил лист бумаги и спрятал под подушку. "Завтра допишу",- решил он, надевая реглан и застегивая шлем. Взяв планшет, он вышел.
- Вот здесь, в районе Мясной Бор - Мостки, - сказал командир полка, указывая карандашом на карте, - o сосредоточились большие силы противника. Немцы хотят отрезать наши передовые части от основных сил. Надо нанести удар.
- Есть нанести удар! - ответил Мотненко. Со штурманом Юрием Тарасенко они, сделав расчеты на карте, заспешили на аэродром.
...Ночь подходила к концу, на востоке появилась чуть заметная розовая дымка. Иван и Юрий недавно вернулись с третьего боевого вылета. Глаза у них усталые и воспаленные. Подошел командир полка.
- Нужно сделать еще один вылет,- сказал он.
- Есть! - ответил Мотненко.
Техники быстро осмотрели и заправили машину, оружейники подвесили бомбы и заполнили патронные ящики. Экипаж сел в самолет и вновь поднялся в воздух. Там, на передовой, на мокром талом снегу уже несколько дней и ночей наши пехотинцы самоотверженно отбивал; яростные атаки врага, который бросал в бой все новые и новые силы.
Самолет подошел к линии фронта. Внизу кипели разрывы снарядов. Видны яркие вспышки немецких артиллерийских и минометных батарей. "Будем бить!" - сказал Мотненко. Через несколько секунд там, где стреляла вражеская батарея, взлетели вверх клубы темно-красного пламени, куски земли и железа. Немецкая батарея умолкла. Мотненко делает новый заход. Вот справа по нашим частям бьет минометная батарея. Самолет снова на боевом курсе. Краткие команды штурмана. Цель накрыта точно. Десятки огненных трасс устремляются к самолету. Иван убрал газ и бросил машину вниз. Пулеметные очереди летят туда, откуда бьет противник. Высота все ниже и ниже, трассы впиваются в крылья, в фюзеляж, в хвостовое оперение. Мотненко резким разворотом выводит машину из пике, кладет ее в вираж. Теперь Тарасенко из пулемета поливает мечущихся внизу врагов. Бьют автоматические пушки, пулеметы. Обожгло ногу и бедро Ивана Мотненко. "Домой!" - сказал он штурману и, развернув самолет, взял курс на восток.
Кровь наполняла сапоги, из разорванного голенища стекала на пол кабины. Самолет качнулся вниз, ударился о дерево левым крылом, затем мотором. Падали обломки плоскостей, отдельные куски, дерево, перкаль, сучья. Одна за другой на разбитый самолет склонились две сосны.
Весь личный состав полка глубоко переживал гибель своих боевых товарищей Ивана Мотненко и Юрия Тарасенко. Отдельные детали и моменты полета и трагической гибели экипажа стали известны из рассказов наблюдавших за полетом товарищей с передовой и танкистов, обнаруживших разбитый самолет и тела погибших летчиков, по письму И. Мотненко и записной книжки Ю. Тарасенко, в которой он записал: "ППС № 804. Передать в N-ский авиаполк ночных бомбардировщиков.
Родился 26.2.1922 г., умер 16.4.42 г. - на третий день после гибели самолета. Позвоночник перебит, зубы выбиты, лоб и шея порезаны. Ноги и руки отморожены. Я воевал за Родину - 63 боевых вылета я совершил за ее освобождение. Бейте гитлеровскую сволочь! Смерть немецким оккупантам! Юрий Тарасенко".

IMG_3364.jpg

Ю.И. Тарасенко

IMG_3490-.jpg

И.И. Мотненко

658-й ночной бомбардировочный авиационный полк 10 года 9 мес. назад #654

первый командир полка
IMG_3392.jpg

капитан Е.Голуб
второй командир полка
IMG_3221-.jpg

майор В.В. Лукашевич(в центре с орденом Красной Звезды)

IMG_3527.jpg

майор С.О. Срулик

IMG_3398.jpg


IMG_3341.jpg

последний командир полка Э.В. Вийк
Последнее редактирование: 10 года 9 мес. назад от Командир Николаич.

658-й ночной бомбардировочный авиационный полк 10 года 9 мес. назад #655

СТАШКОВ Никодим Иванович, родился в 1911 году в городе Белев Тульской области (по другим данным в Одинцовском районе Московской области).
Кадровый военный, в Красной Армии с 1932 года, призван по партийной мобилизации.
Служил в звании лейтенанта младшим летчиком 107–й истребительной авиационной эскадрильи 83–й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
С 26 марта по 28 июня 1938 года Н.И. Сташков добровольцем участвовал в гражданской войне в Испании. Летал на самолете «И-16». Совершил около 20 боевых вылетов, имел 23 часа боевого налета, участвовал в одном воздушном бою.
23 мая 1938 года Н.И. Сташков в составе звена сбил 3 самолета «Fiat-32» в районе города Балагер, провинции Лерида.
Его однополчане по Испании, характеризовали Н.И. Сташкова как хорошего летчика, но без должной высотной тренировки. В проведенном воздушном бою, на высоте 6 000 метров он потерял сознание, очнулся только на высоте 4 000 метров. При посадке после этого вылета потерпел аварию самолета. Из-за недостаточной подготовки для ведения воздушных боев на больших высотах был отправлен на родину досрочно. Переведен в штурмовую авиацию.
Капитан, командир авиаэскадрильи, 658–го авиационного полка ночных бомбардировщиков, ВВС 59–й армии.
Погиб Никодим Иванович Сташков 6 февраля 1942 года. В 2 часа 35 минут во время выполнения боевого задания самолет «Р–z» потерпел катастрофу. Похоронен в деревне Полищи(ныне Дворищи), Маловишерского района, Новгородской области.

414-IMG_2559_2013-07-14.jpg


415-IMG_3396_2013-07-14.jpg
Последнее редактирование: 10 года 9 мес. назад от Командир Николаич.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
Работает на Kunena форум