Летчик-пилот Василий Дмитриевич Громченко
Воспоминания В.Д. Громченко:
«В Малую Вишеру на Северный аэродром я прибыл в составе 120 ОАЭС в конце 1941 года, а уже в начале 1942 года получил назначение в 658-й ночной бомбардировочный авиаполк, базировавшийся в деревне Полищи.
Для меня начало войны сложилось по особенному, как в первой, так и во второй частях (авиаполку), я, непосредственно не летал, так, как в декабре 1941 года на аэродроме Паголда я с летчиком мл. лейтенантом Черножук потерпели тяжелую аварию. При взлете в невыгодном положении – глубоком левом развороте на высоте 50 метров, у нас сдал мотор и мы врезались в лес. Участок этого леса был заминирован немцами и к нам никто не мог подойти. Придя в себя, я взял, находившегося в тяжелом состоянии( расколот лоб) летчика Черножук на плечи и как-то случайно, благополучно вынес его на край аэродрома, где уже находилась группа людей.
От самолета ничего не осталось полезного и после разминирования участка инженер эскадрильи, капитан Григорьев поджег его остатки.
После поправки здоровья, что мог уже ходить, прибыл в перебазировавшуюся за время лечения в свою 120 ОАЭС в Малую Вишеру.
Всем известно, что в армии даром хлеб не едят. К тому же на войне, я мог ходить с палочкой и дежурил на старте, выпускал и принимал самолеты на аэродроме – это за вашей электростанцией, там в то время была большая березовая роща, летное поле и один дом, наша столовая. Жил в то время по вашей улице в доме № 21 у Константиновых.
Весь 1942 год я работал офицером связи своего полка со штабом ВВС Волховского фронта, находившегося в 1 км северо-восточнее деревни Пустая Вишерка, в землянках в лесу. Там на КП всегда были командующий ВВС Волховского фронта генерал Журавлев, комиссар Горский, начальник штаба полковник Агронович, телеграф и мы, офицеры связи от всех авиачастей фронта, а тылы были в Малой Вишере. Мы получали задания для своих частей, кодировали их и доставляли в свои полки, получали цели и собирали результаты работы за ночь и сдавали данные за сутки в сводку Совинформбюро.
Был я и на передовой в пехоте в качестве авиационного советника в 80-й смешанной кавалерийской дивизии Героя Советского Союза генерала Левашова под Киришами. Там я днем определял, какие самолеты летают над расположением дивизии: свои или чужие, а ночью (по слуху работы мотора) и давал команду на открытие огня по ним, если это были самолеты противника. Своим самолетам указывал цели, что нужно бомбить по ту сторону Волхова. Это было в августе 1942 года.
В начале 1943 года мы уехали переучиваться на новую материальную часть в Куйбышевской области. В мае 1943 года я в должности штурмана попал в 4-й гвардейский танковый корпус. Это знаменитый Кантемировский генерала Павла Павловича Полублоярова, ныне он маршал танковых войск.
К этому времени я поправился, после описанной аварии, и совершил 33 боевых вылета, на знаменитой Курской дуге.
Наш корпус с боями прошел 150 км и громил знаменитые танки «Тигр», «Пантера» и самоходные установки «Фердинанд».
Войну окончил в Германии и день Победы отмечал в Глейвуте в составе 104-й ОАЭС 8-го штурмового авиационного корпуса…».
Награжден: двумя орденами Красная Звезда, орденом Отечественной войны 2 степени и семью медалями.