Добро пожаловать,
Гость
|
|
ТЕМА: 2-й Гвардейский истребительный авиаполк( 526 иап)
2-й Гвардейский истребительный авиаполк( 526 иап) 11 года 3 нед. назад #805
|
2-й гвардейский истребительный авиационный полк, впоследствии 2-й гвардейский истребительный авиационный Оршанский Краснознаменный ордена Суворова полк, ранее 526-й истребительный авиационный полк, ранее 23-й истребительный авиационный полк.
23–й истребительный авиационный полк был сформирован в 1938 году в Киеве на базе 36–й, 65–й и 134–й отдельных авиационных эскадрилий. Командиром был полковник Сидоренко Антон Иванович. С начала Великой Отечественной войны авиаполк участвовал в боевых действиях. За период с 22 июня по конец июля 1941 года, в боях потерял все свои самолеты и почти всех летчиков, был направлен на переформирование в гор. Моршанск. С учетом прибывшего пополнения были сформированы два авиаполка под номерами 23-й и 526-й. В состав 526-го авиаполка вошел основной состав «старого» 23-го авиаполка. Командиром полка назначен капитан Петр Максимович Метелкин. На вооружение полк получил 20 самолетов «МиГ–3». С 1 октября по 6 декабря 1941 года 526-й истребительный авиационный полк участвует в боях, находясь в подчинении командования 52-й армии. Принимал участие в Тихвинской оборонительной и наступательных операциях, боевых действиях по освобождению города Малая Вишера и Маловишерского района, Чудова, Новгорода, Валдая, Крестцев, осуществлял прикрытие Октябрьской железной дороги. Базировался авиаполк на аэродроме деревни Веребье Маловишерского района. До декабря полк совершил 1 050 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 16 самолетов противника, в ходе штурмовок убито и ранено около 3 000 солдат и офицеров противника, уничтожено 350 автомашин, 140 повозок, 5 танкеток, 3 бронеавтомобиля, подавлено 13 орудийных расчетов, 13 пулеметных точек, 7 минометных батарей, атакованы 4 железнодорожных эшелона, сожжено 4 железнодорожных вагона и 7 цистерн с горючим, 2 склада боеприпасов, сброшено около 200 000 листовок. Приказом Народного комиссара обороны СССР № 348 от 6 декабря 1941 года «за проявленную отвагу в боях, за мужество и героизм личного состава» 526-й истребительный авиационный полк был преобразован во 2-й гвардейский истребительный авиационный полк, став таким образом одним из первых авиационных полков ВВС РККА, заслуживших гвардейское звание. После присвоения звания «Гвардейский» полк был преобразован во 2-й гвардейский истребительный авиационный полк и продолжил свою боевую работу. На вооружении полк имел самолеты «МиГ–3» и «ЛаГГ–3». С декабря 1941 по август 1942 года полк участвовал в боевых операциях в районе Мясного Бора и Киришей. В течение весны – лета 1942 года обеспечивал авиационную поддержку и прикрытие войск 52–й армии в ходе Любанской операции. За время боевых действий полк совершил 1 505 боевых вылетов на штурмовку войск противника, на сопровождение самолетов «Пе–2» и «Ил–2», на прикрытие наземных войск и на разведку. Полк отчитался о 48 сбитых самолетах противника, в результате штурмовок о 5 тысячах убитых и раненых солдат и офицеров, 318 автомашинах, при своих потерях в 14 человек. 11 августа 1942 года полк был выведен на переформирование под г. Горький. |
|
2-й Гвардейский истребительный авиаполк( 526 иап) 11 года 3 нед. назад #806
|
Первые летчики–гвардейцы BBС 52–й отдельной армии.
2–й Гвардейский истребительный авиаполк. Боевые авиационные полки прибыли в 52–ю армию значительно позже образования управления ВВС армии. Так об этом вспоминал генерал Б.Р. Писарский: «Однажды я присутствовал при разговоре по телефону командую¬щего 52-й армией генерал–лейтенанта Н.К. Клыкова с И.В. Сталиным и подсказал генералу Клыкову попросить у Сталина авиацию в наше рас¬поряжение. На следующий день мне позвонил Командующий ВВС Красной Армии генерал П.Ф. Жигарев и приказал связаться со своим заместите¬лем генералом А.В. Никитиным. Последний сообщил, что нам выделили истре-бительный авиаполк. Мы уточнили аэродром для его базирования». 1 октября 1941 года на фронт прибыл 526-й истребительный авиаполк и был включен в состав Военно–Воздушных сил 52 армии. Полк стал базироваться на аэродроме Береговая Коломенка. Командир авиаполка – майор П.М. Метелкин, военком – старший политрук В.В. Власов, начальник штаба – майор З.Г. Рябцев. Полк являлся одной из старейших частей ВВС Красной Армии, о чем нельзя не упомянуть. В годы гражданской войны в боях с интервентами и силами внутренней контрреволюции первоначальная основа полка – авиационный отряд активно участвовал в боевых действиях. После окончания гражданской войны этот отряд был преобразован в 65-ю отдельную авиаэскадрилью. В середине мая 1938 года в Киеве в составе 69–й истребительной авиабригады из 36-й, 65–й и 134–й отдельных авиаэскадрильи был сформирован 23–й истребительный авиаполк, получивший на вооружение самолеты И–15. В сентябре 1939 года полк принимал активное участие в освобож¬дении западных областей Украины, над которыми навязла угроза пора¬бощения гитлеровскими войсками, напавшими на Польшу. В феврале 1940 года полк срочно перебазировался на Карельский перешеек и принял активное участие в боях с белофиннами. Летчики полка сбили 4 самолета врага, потеряв от огня зенитной артиллерии противника один самолет. 22 июня 1941 года в 4 часа утра полк, входивший в 15-ю смешанную авиадивизию, начал боевые действия против немецко–фашистских захватчиков, вероломно напавших на нашу Родину. Полк находился тогда на аэродроме Адамы в 80 км северо–западнее Львова, в 30-35 км от государственной границы, был полностью укомплектован личным соста¬вом, имел на вооружении 45 самолетов МиГ–3 и около 40 самолетов И–15 и И–153. За первый день войны летчики полка произвели 130 боевых вылетов на отражение семи налетов авиации противника на аэродром, 4 вылета на разведку и 11 вылетов на штурмовку войск противника в районе переправ через реку Западный Буг. В числе первых отличившихся летчиков был комиссар эскадрильи старший политрук И.В. Власов, сбивший «Мессершмитт–109». Начались тяжелые оборонительные бои. Несмотря на огромные трудности, летчики дрались смело и самоотверженно, вступая в бой с превосходящими силами противника. Они совершали по 6–7 боевых вылетов в день. В течение первого месяца боевых действий на Юго–Западном фронте полк сохранил большую часть самолетов, летчики произвели 760 боевых вылетов, в неравных воздушных боях сбили 28 фашистских самолетов и уничтожили большое количество живой силы и боевой техники врага. По приказу Командующего Юго–Западным фронтом от 15 июля 1941 г. полк сдал самолеты и часть летного и технического состава другому авиаполку, а оставшийся личный состав полка убыл на укомплектование в запасной полк, находившийся в Тамбовской области. Туда прибыли 4 летчика, технический состав, штаб и политработники. Там в полк прибыли 14 молодых летчиков, только что окончивших летные училища. Формирование полка закончилось к 15 сентября 1941 года. Он получил новое наименование – 526–й истребительный авиаполк, состоял из двух эскадрилий, имел 20 самолетов МиГ–3. Командиром полка был назначен майор П.М. Метелкин, исполнявший ранее обязанности командира 4–й эскадрильи. По прибытии на фронт в состав ВВС 52-й армии полк производил воздушную разведку противника, штурмовку его войск на дорогах в тылу, на переднем крае и в узлах сопротивления, прикрывал свои войска с воздуха. Выполняя эти задачи, летчики делали по 4–5 боевых вылетов в день. Для штурмовых действий по наземным целям вооружение самолета МиГ–3 было слабым. При формировании полка в числе других самолетов оказалось три МиГ–3 с подкрыльными балками для реактивных снарядов, которые оказались очень эффективными, в особенности для штурмовых действий по живой силе и технике врага. По инициативе инженеров и техников по вооружению реактивными установками оборудовали все самолеты полка. Штурмовки наземных войск противника стали еще более эффективными. В полку подобрались опытные воздушные летчики: капитан А.Я. Некрылов, лейтенант И.М. Иващенко, младший лейтенант Ф.П. Козин и другие. Отлично научились штурмовать наземные цели капитан В.Д. Андреев, старший лейтенант Чуланов, лейтенант А.М. Мальцев, М.В. Галактионов и другие. С большим энту¬зиазмом воевали коммунисты и комсомольцы, увлекая за собой беспартийных. В период с 3 октября по 18 ноября 1941 года полк произвел 977 боевых вылетов. В воздушных боях было сбито 16 самолетов противника, штурмовыми действиями уничтожили около 3 тысяч вражеских солдат и офицеров, 356 автомашин, 139 повозок, подавлено 13 орудийных расчетов, 13 пулеметных точек, 7 минометных батарей, взорвано и сожжено 7 цистерн с горючим, 2 склада боеприпасов, сброшено 155 тысяч листовок. 16 ноября летчики полка активно содействовали войскам 52–й армии в полном уничтожении войск противника в укрепленном узле Красная Вишерка, где враги оказывали упорное сопротивление. Позже полк успешно штурмовал передний край обороны немецко-фашистских войск в районе Малой Вишеры, обеспечивал выход 111–й стрелковой дивизии в тыл противника, содействовал наступлению и взятию нашими войсками города Малая Вишера, населенных пунктов Некрасово, Веретье к других. Действия летчиков широко известны бойцам, командирам и политработникам. Все они с большим уважением отзы¬вались о той помощи, которую оказывали летчики наземным войскам в боях с фашистами. В разгар наступления наших частей на пункт Веретье наблюдатели заметили, как из-за облаков вынырнули 9 неприятельских самолетов Ю–88 и направились на наши передовые части. На аэродроме был получен сигнал о появлении стервятников. Вспыхнула ракета, и 5 ястребков с предельной скоростью пронеслись навстречу врагу. Немецкие летчики никак не ожидали, что с наступлением темноты советские истребители могут появиться над линией фронта. Грозно шумя моторами, ястребки преградили путь стервятника. Еще минута и фашисты, сбросив куда попало 5 бомб, поспешно скрылись в облаках. Наши истребители блестяще справились со своей задачей и дали возможность нашим наземным войскам продолжать наступление. Истребители спасали от неминуемой гибели партизан, действовавших в тылу врага, окруженных со всех сторон немецкими захватчиками. Не один раз партизаны приносили сердечную благодарность летчикам. В боях с врагом летчиками полка было совершено немало ратных подвигов. Так лейтенант Салахутдинов в воздушном бою на ЛаГГ–3 сбил два Ме–109 ф, причем один из них на горящем самолете, после чего сам выбросился с парашютом. Капитан Андреев на ЛаГГ–3 дрался с четырьмя истребителями Ме–109 над городом Малая Вишера и на глазах у жителей, два из них сбил, причем один на горящем самолете. За боевые подвиги личного состава приказом Народного Комиссара Обороны СССР № 343 от 6 декабря 1941 года 526–й истребительный авиаполк был преобразован во 2–й гвардейский истребитель авиационный полк. Вечером того же дня состоялся митинг. Открывая его, командир полка П.М. Метелкин напомнил о пройденном боевом пути. «Мы добились высокого звания, – сказал он. Оно далось нам не легко – потом и кровью, но мы доказали, что личный состав выполняет свои обязанности с честью, как подобает советским воинам. В дни Отечественной войны в жестоких боях в полку родились свои традиции, свои законы, которые каждый гвардеец свято хранит и не отступает от них ни при каких обстоятельствах. Первый наш закон – боевой приказ. Он нерушим и при любых обстоятельствах выполняется пунктуально. Но победа дается не одной только храбростью и точным выполнением приказа. Нужно еще и мастерство. Врага нужно бить умеючи, а наука эта очень сложная, воюя и учась, мы возвели в степень закона правило – из боя прилетай без пробоин! Не уходи от цели, пока она не уничтожена, – третий наш закон. Есть у нас еще одна нерушимая заповедь – основной закон боя – это атака! Наш закон – нападать, а не обороняться. Пусть враг знает, что мы – хозяева в нашем небе». Вслед за командиром полка выступили политработники, летчики, техники. На митинге авиаторы дали клятву и впредь бить врага по–гвардейски. Командир эскадрильи капитан В.Д. Андреев в своей горячей, взволнованной речи заявил: «Если я и мои друзья – летчики дрались с врагами нашей Родины до сегодняшнего дня хорошо, то теперь мы будет громить фашистских выродков на «отлично»!». Дружными аплодисментами поддержали гвардейцы–авиаторы заявле¬ние отважного командира. Никто из участников митинга не мог пред¬полагать, что слышит его последнее выступление. 12 декабря 1941 года гвардии капитан Василий Дмитриевич Андреев - участник боев в Испании, награжденный орденами «Ленина» и «Красное Знамя», герой¬ски погиб в неравном воздушном бою. Похоронен в братской могиле на кладбище в г.Боровичи (документы ОБД «Мемориал» – И.Н.). Советское Правительство высоко оценило героические заслуги гвардейцев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1941 года орденом «Ленина» были награждены командиры эскадрилий В.Д. Андреев (посмертно) и А.Я. Некрылов, орденом «Красного Знамени» – П.М. Метелкин, В.В. Власов, И.М. Иващенко, А.М. Мальцев, Н.П. Рыбаков, Г.Ф. Семикин. 19-го января на аэродроме деревни Веребье комиссар штаба ВВС Красной Армии бригадный комиссар А.Б. Галичев в торжественной обстановке вручил полку гвардейское Знамя. Это знамя полк с честью пронес всю войну. После убытия с фронта в августе 1942 года на переучивание и пополнение материальной части он вошел в состав 216-й истребительной авиадивизии 2–го истребительного авиакорпуса. Вновь на Волховском фронте участво¬вал в прорыве блокады Ленинграда в январе–феврале 1943 года. Полк дошел до Берлина, получил почетное наименование «Оршанский», был награжден орденами «Красного Знамени» и «Суворова». В полку выросли семь Героев Советского Союза: Е.Ф. Кондрат, Ф.М. Косолапов, А.И. Майоров, П.М. Непряхин, Н.П. Пушкин, М.Е. Рябцев, А.П. Соболев. Победы давались не легко. Полк нес потери. 16 ноября 1941 года погиб лейтенант – командир авиазвена Василий Михайлович Галактионов. 30 декабря 1941 года погиб гвардии старший лейтенант – командир авиазвена Николай Васильевич Болотнов. 8 января 1942 года погибли гвардии лейтенанты Яков Георгиевич Ветров и Александр Матвеевич Журавлев. 6 марта 1942 года гвардии младший лейтенант Федор Прохорович Козин. Все они похоронены на станции Веребье Маловишерского района. 20 и 22 мая 1942 года погибли гвардии лейтенанты Анатолий Васильевич Пышкин и Филипп Семенович Прудников. 30 мая 1942 г. полк понес самую тяжелую утрату – погиб командир полка гвардии подпол¬ковник Петр Максимович Метелкин. Командир был захоронен на аэродроме в деревне Кленино, а затем перезахоронен в д. Любцы. Память о погибших священна. Нужно установить имена других погибших героев полка, в том числе и тех кто погиб на Маловишерской земле. По воспоминаниям ветеранов 2-го гвардейского истребительного авиаполка. |
|
2-й Гвардейский истребительный авиаполк( 526 иап) 11 года 3 нед. назад #807
|
Подчинение:
01.01. -01.04.1942г. - 52 армия Волховский фронт, 01.05.1942 г. - 52 армия Ленинградский фронт (Группа войск Волховского направления), 01.06.1942 г. - 52 армия Ленинградский фронт (Волховская группа войск), 01.07.-01.08.1942г. -52 армия Волховский фронт, 01.09.-01.11.1942г. - Резерв Ставки ВГК, 215-я истребительная авиадивизия, 2-й истребительный авиакорпус, 01.12.1942г. - 215-я истребительная авиадивизия, 2-й истребительный авиакорпус, 3-я Воздушная армия Волховского фронта, 01.01.-01.02.1943г. - 215-я истребительная авиадивизия, 2-й истребительный авиакорпус, 14-я Воздушная армия Волховского фронта, 01.03.-01.04.1943г. - 215-я истребительная авиадивизия, 2-й истребительный авиакорпус, 3-я Воздушная армия Калининского фронта, 01.05.1943г. - 215-я истребительная авиадивизия, 2-й истребительный авиакорпус, Резерв Ставки ВГК, 01.06.1943г. - 215-я истребительная авиадивизия, 2-й истребительный авиакорпус, 1-я Воздушная армия Западного фронта, 01.07.1943г. - 322-я истребительная авиадивизия, Резерв Ставки ВГК, 01.08.1943г. - 322-я истребительная авиадивизия, 2-й истребительный авиакорпус, 1-я Воздушная армия Западного фронта, 01.09.-01.10.1943г. - 322-я истребительная авиадивизия, 2-й истребительный авиакорпус, 15-я Воздушная армия Брянского фронта, 01.11.1943-01.03.1944г.- 322-я истребительная авиадивизия, 2-й истребительный авиакорпус,3-я Воздушная армия 1-го Прибалтийского фронта, 01.04-01.06.1944г. - 322-я истребительная авиадивизия, 2-й истребительный авиакорпус, 8-я Воздушная армия, Резерв Ставки ВГК, 01.07.-01.09.1944г. - 322-я истребительная авиадивизия, 2-й истребительный авиакорпус, 1-я Воздушная армия 3-го Белорусского фронта, 01.10.-01.11.1944г. - 322-я истребительная авиадивизия, 2-й истребительный авиакорпус, 6-я Воздушная армия Резерв Ставки ВГК, 01.12.1944г.-01.05.1945г.- 322-я истребительная авиадивизия, 2-й истребительный авиакорпус, 2-я Воздушная армия 1-го Украинского фронта, |
|
|