Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Летчики

Летчики 10 года 9 мес. назад #248

"... Западнее деревни Сюйська"

В газете "За коммунизм" от 16 декабря 1982 года в заметке "Иду искать, а вы?" сообщалось о том, что похоронный в братской могиле деревни Дворищи командир взвода 25отдельного инженерного батальона младший лейтенант Борис Яковлевич Магнер до недавнего времени считался в Главном управлении кадров Министерства обороны СССР (ГУК МО СССР) без вести пропавшим.
Недавно нами получено сообщение о том, что начальник ГУК МО СССР своим приказом от 25 мая 1983 года внес изменение в свой приказ от 15 апреля 1946 года в отношении Б.Я. Магнера. Теперь он числится погибшим 29 ноября 1941 года.
К сожалению, случаев пропажи воинов без вести в годы войны было много, особенно в авиации. Каждый раз, когда самолет не возвращался с боевого задания на свой аэродром, экипаж его считался пропавшим без вести. Немало таких случаев было и в авиаполках, которые дислоцировались на аэродромах Маловишерского района. Вот один из таких примеров.
14 апреля 1942 года не вернулся на аэродром в деревне Полищи экипаж 658 ночного бомбардировочного авиаполка в составе летчика лейтенанта И.И. Мотненко и стрелка-бомбардира сержанта Ю.И. Тарасенко. Об этом было сообщено в вышестоящий штаб и родственникам. На самом же деле самолет упал на нашей территории в район деревни Сюйська и случайно был обнаружен танкистами в первых числах мая 1942 года. Об этом узнали в авиаполку. Авиаторы поставили на могиле героев (посмертно они были награждены орденами Ленина) временный памятник, сообщили родным о месте захоронения.
Родственники И.И. Мотненко после войны побывали на могиле летчика. До родственников же Ю.И. Тарасенко извещение о месте захоронения героя не дошло.
Когда наша группа "Поиск" стала разыскивать могилу И.И. Мотненко и Ю.И. Тарасенко, то оказалось, что в Управлении кадров ВВС МО СССР они оба числятся пропавшими без вести. Выходит, что и до центрального органа не дошла информация о том, что летчики найдены и похоронены в начале мая 1942 года. В отношении И.И. Мотненко это недоразумение было устранено, когда была разыскана его дочь и найдена копия полкового извещения, в котором указано место его захоронения, - "западнее2 км деревни Сюйська Маловишерского района".
А вот Ю.И. Тарасенко все еще считается в УК ВВС без вести пропавшим. Группа "Поиск" разыскивает архивные документы, подтверждающие его захоронение на месте гибели самолета у деревни Сюйська
На кладбище летчиков в городе Малая Вишера числятся похороненными летчики 10 истребительного авиаполка А.И. Бабенков и П.А. Мочалов, а в братской могиле в дер. Дворищи летчик 796 ИАП (истребительного авиаполка) П.А. Синяков, которые по архивным документам считаются без вести пропавшими. Известные нам ветераны этих авиаполков не помнят обстоятельств их гибели и процедуры захоронения. В связи с этим возникли предположения, что эти летчики действительно не возвратились тогда, в январе-феврале 1942 года, на свои аэродромы, что они погибли на месте падения самолетов и были захоронены кем-то, например командами по эвакуации сбитых самолетов. И это только после войны они были перезахоронены на указанные кладбища.
Группа "Поиск" обращается к жителям района - участникам или свидетелям перезахоронения летчиков - с просьбой сообщить: откуда, когда, кого и куда они перезахоронили?
Самую большую группу случаев пропажи без вести летчиков составляют те, когда ни самолет, ни летчик не были найдены в годы войны или после нее. Известно, что местность района изобилует озерами, болотами, торфяниками и чащобами, куда почти не ступала нога человека. Падение самолета в такие места практически исключало тогда возможность его обнаружения, хотя розыск каждого из них предпринимался. В настоящее время, когда в районе проводятся мелиоративные работы, осушается часть болот, осваиваются ранее неиспользуемые участки земли, появилась возможность обнаружения мест падения самолетов.
Группа"Поиск" обращается к жителям района с просьбой сообщить известные им места падения самолетов или их отдельных частей. При этом желательно подробнее описать состояние этих мест в настоящее время, пути подхода к ним от ближайшего населенного пункта. Просим всех кто бывает в лесах, особенно лесников, охотников, землеустроителей, быть более внимательными, проявлять любопытство в отношении необычного порядка в лесу (наклон многих деревьев в одну сторону, необычные ямы или воронки с водой и другое). В таких местах наиболее вероятно нахождение упавших самолетов.

А.Тепляков подполковник - инженер запаса, член совета
ветеранов 14 ВА, руководитель группы "Поиск".


До последнего дыхания

Склонившись над столом, Иван Мотненко писал: "Здравствуй Шура! Твое последнее письмо получил, за которое очень благодарю и крепко, крепко целую тебя, нашу дочку Ларису и бабушку. Шурик, наша задача ясная: бить гадов, забравшихся на нашу землю, беспощадно уничтожать их. Это освободительная война русского народа против немецкого фашизма, против рабства, за свободу.
Может быть и придется отдать свою жизнь, но это за вас, за свою Родину, за свой народ. Так и передай тогда всем знакомым…».
За окнами сгущались сумерки. В голове было еще много мыслей, которые он хотел передать жене, но скоро вылет и пора было идти в штаб. Он сложил лист бумаги и спрятал под подушку. "Завтра допишу",- решил он, надевая потертый реглан и застегивая шлем. Взяв планшет, он вышел из дома и направился в штаб.
- Вот здесь, - сказал командир полка, указывая карандашом на карту, - сосредоточились большие силы противника. Надо уничтожить его огневые средства.
- Понятно, будет выполнено, - ответил Иван Мотненко и вместе с штурманом Юрием Тарасенко, сделав расчеты на карте, вышел на аэродром.
Аэродром был трудный и опасный для взлета. Теплые лучи апрельского солнца оголили площадку. Во многих местах выступали черные пятна земли и стояли большие лужи воды. С этого аэродрома в темную ночь надо было поднять тяжело нагруженный самолет, чтобы провести его точно по курсу на цель и сбросить на головы ненавистных врагов нашей Родины смертельный груз.
Приказ должен быть выполнен и он будет выполнен. Самолет взлетел и, сделав плавный круг над аэродромом, ушел на запад.
Ночь подходила к концу. На востоке появилась чуть заметная розовая дымка. Мотненко и Тарасенко вернулись с третьего боевого вылета. Глаза их были уставшие и воспалены, но в них светилась удовлетворенность. Подошел командир подразделения.
- Нужно сделать еще один боевой вылет, - сказал он.
- Есть, сделать еще один боевой вылет, - ответил Мотненко.
Техники быстро осмотрели и заправили машину, оружейники подготовили бомбы и заполнили патронные ящики. Экипаж сел в самолет, и он вновь поднялся в воздух.
Внизу простирались леса и поля родной земли. Там, на передовой, на мокром талом снегу, в холодной ледяной воде наши славные пехотинцы. Уже несколько дней и ночей они самоотверженно отбивали яростные атаки врага. Экипаж шел к ним на помощь.
Самолет подошел к линии фронта. Внизу кипели разрывы снарядов. Вот видны яркие вспышки немецких артиллерийских и минометных батарей. Машина легла на боевой курс.
-Влево. Вправо. Держать так, - раздается в телефон голос штурмана. Машина вздрогнула и вниз полетели тяжелые бомбы. Через несколько секунд, там, откуда стреляла вражеская батарея, взлетают вверх клубы темно-красного пламени. Немецкие орудия умолкли. Мотненко делает новый заход. Вот справа по нашим частям бьет минометная батарея. И ее надо уничтожить. Самолет снова на боевом курсе. Опять команда штурмана и легкое покачивание машины. Серия точно накрыла цель.
Немцы всполошились. Этот самолет там наверху им мешал. Теперь они подымают свои стволы вверх и десятки огненных трасс устремляются к машине.
Задание выполнено - уничтожены две батареи противника и теперь можно лететь домой. Но надо ответить на вражеский огонь. Летчик тверже сжал ручку, плавно убрал газ и машина стремительно понеслась вниз. Нажатие гашетки и пули устремились туда, откуда несутся разноцветные огненные трассы.
Самолет хорошо виден на фоне утреннего светлеющего неба. Огненные трассы освещают машину, они подходят все ближе и ближе, впиваются в крылья, в фюзеляж, в хвост.
Мотненко выводит машину из пикирования и кладет ее в вираж. Теперь Тарасенко, сжав рукоятку пулемета, непрерывными очередями поливает врага.
Фашисты озверели. Бьют их зенитки и минометные батареи, автоматические пушки, наземные пулеметы, бьют из автоматов, винтовок. Мотненко остро и горячо обожгло ноги. "Ранен" - мелькнула мысль.
- Пойдем домой, - спокойно сказал он штурману и, развернув самолет, взял курс на восток.
- Лишь бы дотянуть до своего аэродрома, - думал Мотненко. Голова слегка кружилась, было почему-то очень жарко. Он прибавил обороты, увеличив скорость. Внизу мелькали знакомые полуразрушенные деревушки. По низинам и оврагам голубой вуалью тянулся туман. Самолет несся над самыми верхушками деревьев. Кровь наполняла сапоги и из разорванного голенища быстрыми каплями стекала на пол кабины. Ноги слабели, слабело все тело. Оно почему-то не хотело подчиняться воле летчика. К горлу подступила тошнота, Мотненко отбросил борт кабины, высунул голову, жадно хватая резкие потоки встречного воздуха.
- Может быть сказать Тарасенко, что ранен? Но зачем? Помочь он все равно не сможет, а зря беспокоить не надо.
Лишь бы дотянуть до аэродрома, лишь бы не потерять сознание. Мотненко всем своим телом подается вперед, как будто он этим быстрее достигнет цели.
- Держись, Иван, держись! Ты должен дойти, - говорит он себе. Слабость увеличивается, сильнее кружится голова. Взор закрывает туманная пелена. Он резким движением срывает шлем и еще больше высовывает голову за борт кабины. Но апрельский воздух не освежает больше. Глаза закрывает туман, рука не ощущает больше ручки управления. Самолет качнулся вниз, резкий удар левым крылом о дерево. Звон расчалок, треск ломающихся лонжеронов, затем удар правым крылом, удар мотором и тяжелое падение фюзеляжа. Потом быстро, одна за другой на разбитый, еще дышащий теплом самолет склонились две сосны.
Тарасенко очнулся. Сильно болела спина, было холодно. Он хотел открыть глаза, но запекшаяся кровь слепила ресницы. Ломило голову. Что-то теплое и липкое стекало по шее на грудь. Рот был полон крови. Он ощутил под руками мокрый холодный снег. С трудом поднял руку и протер глаза. Был день. Он лежал в снегу у стабилизатора. Рядом лежала хвостовая часть фюзеляжа. Вторая часть фюзеляжа с передней кабиной лежала впереди в метрах двадцати, перевернутая на спину.
-Где же Мотненко? - Тарасенко не мог приподняться, не мог увидеть, что под фюзеляжем у передней кабины лицом в снег, широко раскинув руки, лежал Иван Мотненко. Как будто своими большими руками он последний раз обнимал родную землю, на которой родился, которую любил и защищал и за которую погиб.
Юрий Тарасенко попробовал приподняться, но от резкой боли в спине снова потерял сознание. Когда он вновь открыл глаза, было темно.
Хотелось пить, Юрий с трудом поднял руку, взял снегу и поднес ко рту. Но не мог пошевелить челюстями. Рука бессильно опустилась. С трудом повернувшись на бок, он опустил лицо в снег и закрыл глаза.
Тарасенко очнулся от сильной боли. Он чувствовал жар во всем теле. Но руки мерзли, особенно правая. Хорошо бы одеть перчатки, но они наверное остались в кабине. До нее нужно ползти три метра, а это делать он не может.
Было утро, когда Юрий опять пришел в себя. Где-то за лесом медленно поднималось солнце. Он все также лежал на спине, в ямке растаявшего под ним снега. Он вспоминал свою родину Украину, белую хату в селе, братьев, сестер и мать... Немцы давно заняли его село. Может быть дом их давно сожжен, а братья и сестры угнаны в рабство или убиты. Как хотелось ему скорее прогнать и уничтожить этих проклятых немцев, приехать на Украину, в свое родное село, увидеть мать и родных. Он вспомнил своих боевых товарищей. Он знал, что они отомстят за него и выполнят свой долг. И опять будет свободной его Украина, опять расцветут ее города и села. И он сделал все, что мог. Никто не будет за него краснеть.
Вдруг обожгла мысль: " А что если это территория противника? Нет, лучше смерть". Юрий окоченевшими пальцами расстегнул грудной карман, вынул маленькую записную книжку и с трудом держа карандаш, написал:
"Передать в Н-ский авиаполк ночных бомбардировщиков. Родился 26 февраля 1922 года, умер 16 апреля 1942 г. на третий день после гибели самолета. Застрелился. Я воевал за Родину. 63 боевых вылета я совершил за освобождение Украины. Живым врагу не сдался. Бейте гитлеровскую сволочь! Смерть немецким оккупантам. Юрий Тарасенко".
Сверху смотрело на него синее небо. Сквозь ветви пробивались яркие лучи весеннего солнца. Смирно, как часовые, стояли деревья. Юрий медленно вынул пистолет, еще раз окинул взглядом мир, окружающий его, взвел курок и выстрелил.

Капитан Э. Вийк. газета Боевой курс № 74 и 75

Летчики 10 года 9 мес. назад #249

Нашли дополнительно фотографии летчиков:




2-.jpg



Бабенко Алексей Иванович
Последнее редактирование: 5 года 8 мес. назад от Командир Николаич.

Летчики 10 года 9 мес. назад #251

3--.jpg


Белановский Анатолий Дмитриевич

Летчики 10 года 9 мес. назад #252

4-.jpg


Белозерцев Михаил Васильевич

Летчики 10 года 9 мес. назад #253

5-.jpg


Бессонов Дмитрий Ефимович

Летчики 10 года 9 мес. назад #254

6-.jpg


Болотнов Николай Васильевич
Работает на Kunena форум