Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Летчики

Летчики 11 года 2 нед. назад #154

Сидоров Владимир Якимович
младший лейтенант-пилот, командир авиазвена
288-го штурмового авиаполка
57-й смешанной авиадивизии
1920 –25.10.1941 года

9876789037-.jpg


Владимир Якимович Сидоров родился в 1920 году в городе Чистополь Татарской АССР.
Кадровый военный. Младший лейтенант-пилот, командир авиазвена, служил в 288-м штурмовом авиаполку 57-й смешанной авиадивизии.
Владимир Якимович Сидоров погиб 25 октября 1941 года. Вылетев на самолете «Ил–2» № 1860820 с АМ-38 №021 на боевое задание в район Александровской колонии, на свой аэродром не вернулся, числился пропавшим без вести. 2008 году Маловишерской поисковой группой «Память» были найдены обломки самолета «Ил–2» в 1.5 км юго-восточнее деревни Папоротно Маловишерского района. Останки пилота В.Я. Сидорова были найдены поисковым отрядом «Красная Звезда» г. Малая Вишера в 2009 году. Захоронение их состоялось на кладбище летчиков г. Малая Вишера.


* * *

Синяков Петр Александрович
старший сержант-пилот
796-го истребительного авиаполка
ВВС 52-й армии
1922 - 28.03.1942 года

Петр Александрович Синяков родился в 1922 (1921) году в городе Крюков Кременчугского района Полтавской области Украинской ССР в семье рабочего.
После окончания школы П.А. Синяков прошел курс обучения в Кременчугском аэроклубе. Затем поступил в военное авиационное училище, которое закончил в 1941 году.
Кадровый военный, старший сержант-пилот, служил в 796-ом истребительном авиаполку ВВС 52-й армии Волховского фронта.
Погиб Петр Александрович Синяков 28 марта 1942 года, числился пропавшим без вести как невернувшийся с боевого задания. Его самолет «ЛаГГ-3» был сбит в воздушном бою и упал в пяти километрах западнее деревни Морозовичи. Самолет и тело летчика были найдены жителями деревни Захоловье. Первоначально останки П.А. Синякова были захоронены на месте гибели, но в 50–х годах прах летчика перенесли на деревенское кладбище в братскую могилу. Похоронен в деревне Любцы Маловишерского района.

411-090.jpg


412-091.jpg


413-092.jpg


***
Скворцов Петр Александрович
сержант, стрелок-бомбардир
844-го транспортного авиаполка
ВВС 2-й Ударной армии
1922 – 10.06.1942 года

Петр Александрович Скворцов родился в 1922 году в селе Пойма Поймского района, Пензенской области.
Сержант, стрелок-бомбардир, служил в 844–ом транспортном авиаполку ВВС 2-й Ударной армии Волховского фронта.
10 июня 1942 года Петр Александрович Скворцов погиб. В 23 часа 38 минут он вылетел совместно с пилотом Виктором Васильевичем Тихомировым на выполнение боевого задания, по выброске продуктов питания в район Новой Керести. С боевого задания не вернулся.
Похоронен в деревне Полищи (ныне Дворищи) Маловишерского района.

***
Последнее редактирование: 5 года 8 мес. назад от Командир Николаич.

Летчики 11 года 2 нед. назад #155

Сташков Никодим Иванович
капитан-пилот, командир авиаэскадрильи
658-го ночного бомбардировочного авиаполка
ВВС 59-й армии
1911 – 06.02.1942 года

Никодим Иванович Сташков родился в 1911 году в г. Белев Тульской области (по другим данным в Одинцовском районе Московской области).
Кадровый военный, в Красной Армии с 1932 года, призван по партийной мобилизации.
Служил в звании лейтенанта младшим летчиком 107–й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
С 26 марта по 28 июня 1938 года Н.И. Сташков добровольцем участвовал в гражданской войне в Испании. Летал на самолете «И-16». Совершил около 20 боевых вылетов, имел 23 часа боевого налета, участвовал в одном воздушном бою.
23 мая 1938 года Н.И. Сташков в составе звена сбил 3 самолета «Fiat-32» в районе города Балагер провинции Лерида.
Его однополчане по Испании характеризовали Н.И. Сташкова как хорошего летчика, но без должной высотной тренировки. В проведенном воздушном бою на высоте 6 000 метров он потерял сознание, очнулся только на высоте 4 000 метров. При посадке после этого вылета потерпел аварию самолета. Из-за недостаточной подготовки для ведения воздушных боев на больших высотах был отправлен на родину досрочно. Переведен в штурмовую авиацию.
Капитан-пилот, командир авиаэскадрильи, служил в 658–ом ночном бомбардировочном авиаполку ВВС 59-й армии Волховского фронта.
Погиб Никодим Иванович Сташков 6 февраля 1942 года. В 2 часа 35 минут во время выполнения боевого задания его самолет «Р–зет» потерпел катастрофу. Самолет разбился, летчик погиб.
Похоронен в деревне Полищи (ныне Дворищи) Маловишерского района.

414-IMG_2559.jpg


415-IMG_3396.jpg


Вложение 416-IMG_2561-.jpg не найдено

Летчики 11 года 2 нед. назад #157

Созинов Анатолий Емельянович
старший техник-лейтенант
101-го транспортного авиаполка дальнего действия
1-й авиационной транспортной дивизии
1910 –22.06.1942 года

57689947618-.jpg


Анатолий Емельянович Созинов родился в 1910 году в городе Новосибирск.
Кадровый военный, служил в Московской особой авиагруппе старшим техником–лейтенантом, бортовым авиационным механиком в 101-м транспортном авиаполку дальнего действия, 1-й авиационной транспортной дивизии (31-й гвардейской АДД).
В середине июня 1942 года часть самолетов 101-го авиаполка вошла в оперативную группу транспортных самолетов для обеспечения частей 2-й Ударной армии, ведущей упорные бои в окружении. Экипажи полка совершили более 100 вылетов и доставили окруженным частям десятки тонн боеприпасов и продовольствия. За успешное выполнение этого задания личный состав полка получил благодарность от командующего фронтом.
22 июля 1942 года А.Е. Созинов погиб, его самолет был обстрелян истребителями противника в районе Мясной Бор (Лесной Бор).
Похоронен А.Е. Созинов в поселке Большая Вишера Маловишерского района.

***
Последнее редактирование: 5 года 8 мес. назад от Командир Николаич.

Летчики 11 года 2 нед. назад #158

Тарасенко Юрий Исаакович
младший лейтенант, стрелок-бомбардир
658-го ночного бомбардировочного авиаполка
ВВС 59-й армии Волховского фронта
26.11.1922 – 14.04.1942 года

Ради жизни на земле

Поиск – это не только полевые экспедиции и раскопки на местах бывших военных действий. Это и кропотливая работа с архивными документами в государственных и частных архивах, музеях и военных комиссариатах. Это и опрос местного населения, и воспоминания ветеранов войны. Это открытие новых, ранее неизвестных страниц истории Великой Отечественной войны и, конечно же патриотическое воспитание. Это и исследовательская работа с именами павших, указанных на братских могилах и воинских захоронениях.
На кладбище летчиков в городе Малая Вишера 45 могил. Одна из них – могила младшего лейтенанта Тарасенко Юрия Исааковича, 1922 года рождения, погибшего 14 апреля 1942 года. Но на табличке отчество летчика указано с ошибкой «Исакович». Кроме имени и годов жизни на могильной табличке ничего. Каким он был, как воевал, как погиб?
Проводя исследования воинских захоронений на территории Маловишерского района, я обратился к руководителю Музея Боевой Славы муниципальной средней школы № 1, Майе Васильевне Левченко. И оказалось, что очень удачно: в 70 – 80 годы ученики школы собирали материалы о погибших летчиках. Огромную помощь им оказал руководитель группы «Поиск», ветеран 14-й Воздушной армии Александр Александрович Тепляков. Но не на всех летчиков имелась подробная информация, некоторые папки с именами, к большому сожалению, были пусты, но и то, что было обнаружено, очень заинтересовало меня.
Вот биографические данные, найденные в базе ОБД Мемориал Министерства обороны РФ: «Тарасенко Юрий Исаакович, 1922 года рождения, призван Бобровицким РВК Черниговской обл. Украинской ССР, младший лейтенант, стрелок-бомбардир 658-го ночного бомбардировочного авиаполка ВВС Волховского фронта, место жительства: Украинская ССР Черниговская область Бобровицкий (Новобассанский) район Майновский зоотехникум, погиб на боевом задании 14.04.1942 года, воздушный бой в районе деревни Мясной Бор Новгородского района, найден в деревне Сюйська, Маловишерского района Новгородской области, похоронен на кладбище летчиков города Малая Вишера Новгородской области (Источники: ЦАМО РФ фонд 58 опись 818883 дело 924, ЦАМО РФ ф.204 оп.115 д.57, ЦАМО РФ ф.56 оп.12220 д.32).
В разных документах судьба летчика указана по–разному: в одних он числится пропавшим без вести, а в других – погибшим.
Были и сведения о том, что командование части посмертно представило его к званию Героя Советского Союза.
Уйти от этих сухих формулировок и узнать о судьбе и подвиге летчика, нам помогла информация из школьного музея.
Юрий Исаакович Тарасенко родился 26 ноября 1922 года в семье преподавателя Майновского зоотехникума Бобровицкого (Новобассанского) района Черниговской области Украинской ССР. После окончания Бобровицкой средней школы Юрий, мечтавший быть летчиком, по путевке Бобровицкого райвоенкомата был направлен в Харьковское военно-авиационное училище летнабов и штурманов. До начала войны он успел проучиться всего год. Летом 1941 года военное училище эвакуировали в Казахстан. А в декабре 1941 года Ю.И. Тарасенко, получив звание младший лейтенант, был направлен на фронт, в 658-й авиационный полк ночных бомбардировщиков, впоследствии этот полк вошел в 14-ю Воздушную армию Волховского фронта.
По воспоминаниям ветеранов авиаполка летал он здорово, дрался отважно, люто ненавидел врага. Но из своего 63 вылета Ю.И. Тарасенко не вернулся. В районе деревни Мясной Бор Новгородского района его самолет вступил в воздушный бой, в котором получил серьезные повреждения. Где упал самолет, никто не знал. Так отважный летчик в был занесен в полковые списки «пропавших без вести».
Через месяц из одной стрелковой части в авиаполк пришло сообщение, что в лесу у деревни Сюйська Маловишерского района нашли тело летчика. В руке у него был пистолет ТТ, а рядом лежала записная книжка, в которой неровным почерком было написано: «ППС № 804, передать в авиаполк ночных бомбардировщиков. Родился 26.11.1922 года, умер 16.04.1942 на четвертые сутки после гибели самолета. Вернее застрелился. Сколько же мучиться? Позвоночник перебит. Зубы выбиты, лоб и шея – порезаны, ноги и руки отморожены. Но я воевал за Родину, совершил 63 боевых вылета за освобождение Украины. Живым врагу не сдамся! Бейте гитлеровскую сволочь! Смерть немецким оккупантам!»
Командование авиаполка ночных бомбардировщиков с почестями похоронило Ю.И. Тарасенко и направило документы на награждение летчика званием Героя Советского Союза – посмертно.
Вот выдержка из наградного листа:
«В действующей армии с 24 декабря 1941 года. За время боевой работы показал себя как смелый и решительный знающий дело штурман. Штурманское дело любил и летал в любых метеоусловиях, ночью не имея ни одного случая потери ориентировки. 02.02.1942 года получил боевое задание бомбардировать населенный пункт Коркино в сложных метеоусловиях при горизонтальной видимости в 1 километр и высоте облачности 200-300 метров. Тов. Тарасенко привел самолет на цель, бомбы сброшены по населенному пункту и опушке леса, где находились огневые точки и скопление войск противника, уничтожив 2 миномета, один блиндаж и подавлено пулеметным огнем 2 зенитно-пулеметные точки.
В ночь с 15 на 16 марта при бомбардировке населенного пункта Овенец – Коляжка он совершил шесть ночных боевых вылетов, в результате чего подожжены дома, подавлена минометная батарея, взорван склад боеприпасов и подавлены 2 зенитные точки.
17–18 марта при бомбардировке переднего края обороны противника в районе 1.5 км юго – западнее Спасская Полисть взорван склад боеприпасов противника, что подтверждено командиром 374 стр.дивизии
В ночь с 13 на 14 апреля тов. Тарасенко получил боевое задание бомбардировать скопление войск в районе Спасская Полисть, в эту ночь он совершил четыре боевых вылета и блестяще справился с боевым заданием – погиб смертью храбрых.
О жгучей ненависти к врагу тов. Тарасенко как верный сын нашей Родины помнил и в последние минуты своей жизни. Собрав последние силы, превозмогая страшную боль и мучения, в своей предсмертной записке написал: «Я воевал за Родину, эти 63 боевых вылета я совершил за освобождение Украины. Смерть немецким оккупантам».
Он совершил 63 боевых вылета ночью, из которых подтверждены в успешности 37. Сброшено на головы врага 20 594 кг бомб, разбросано на территории противника 76 тыс. листовок. За отличное выполнение боевых заданий имеет 4 благодарности от командования ВВС 59 армии, дважды представлен к правительственной награде. Своей боевой работой он доказал, что беспредельно был предан Родине, народу и партии Ленина–Сталина, за что и отдал свою жизнь.
Тов. Тарасенко, достоин представления к высшей правительственной награде.

Командир 1 АЭ капитан Вийк, военком 1 АЭ политрук Евдокимов

Достоин правительственной награды Герой Советского Союза
Командир 658 АП военком 658 АП
майор Лукашевич ст.политрук Асмолов

Достоин присвоения звания Герой Советского Союза
Командующий ВВС 59 армии Военный комиссар ВВС 59 армии
подполковник Петров полковой комиссар Сухачев
27 мая 1942 года

Достоин награждения орденом Ленина
Командующий ВВС ЛФ Военный комиссар ВВС ЛФ
Генерал-майор авиации Журавлев бригадный комиссар Горский
28 мая 1942 г.»
Командование авиаполка ходатайствовало о присвоении звания «Героя», а вот командование армии не сочло нужным поддержать это ходатайство и присвоить звание «Герой» герою.
Можно предположить, что причиной тому послужил, возможно, тот факт, что летчик Ю.И. Тарасенко застрелился. Да это так. Но ведь это был не момент малодушия, не момент слабости летчика, а желание прекратить страшные мучения, которые ему доставляли полученные раны. Он четыре дня пытался ползти к своим, четыре дня боролся. И только когда иссякли силы, не желая попасть в плен, он застрелился. Не знал летчик, что его самолет упал не на территории врага, а уже в тылу своих войск у деревни Сюйська, не знал он, что самолет пролетел аэродром…
Может именно эти причины, может и другие, да это уже и не важно.
Часто вспоминаю фразу командира штрафбата Михаила Ивановича Сукнева: «Погибли на войне лучшие, это они были героями, а тем, кто остался в живых, просто повезло». Ведь именно лучшие первыми вставали в атаку, именно они принимали на себя смертельный ливень пуль и осколков, именно они заслонили грудью Родину, дали возможность выжить и жить остальным.
Именно таким был этот девятнадцатилетний парень, младший лейтенант Юрий Исаакович Тарасенко, один из многих, один из лучших.

Уже после выхода этой статьи в журнале «Военная археология», который издает мой лучший друг Антон Торгашев, были найдены дополнительные сведения и факты. Установлено, что младший лейтенант Юрий Исаакович Тарасенко был штурманом и стрелком-бомбардиром и летал на самолете совместно со старшим лейтенантом, заместителем командира эскадрильи Иваном Ивановичем Мотненко.
В ночь с 13 на 14 апреля 1942 года летчик И.И. Мотненко и его штурман Ю.И. Тарасенко получили боевое задание – бомбардировать скопление войск в районе деревни Спасская Полисть Чудовского района. В эту же ночь, несмотря на распутицу и большую бомбовую нагрузку, летчик И.И. Мотненко мастерски управлял своим самолетом «Р–зет». За ночь экипаж успел сделать три боевых вылета с аэродрома. Четвертый боевой вылет оказался для экипажа последним. Боевое задание летчики выполнили. В районе Мясного Бора они бомбардировочным ударом уничтожили две немецкие артеллерийско-минометные батареи. Ю. Тарасенко пулемтным огнем пытался подавить зенитно-пулеметные точки противника, расстреляв весь боезапас. Но заградительный огонь зенитных батарей противника был слишком плотный. Самолет был поврежден, пилот и штурман получили тяжелые ранения, но до последнего дыхания летчик И.И. Мотненко пытался довести машину на свой аэродром.
Видимо управляя самолетом, летчик терял сознание, поэтому пролетел аэродром в г. Малая Вишера. В районе деревни Сюйська самолет задел крылом верхушки деревьев и упал. И.И. Мотненко погиб сразу, а Ю.И. Тарасенко еще четыре дня боролся за жизнь и полз к своим. Поэтому самолет и летчика И.И. Мотненко нашли сразу, а Ю.И. Тарасенко намного позже. Он далеко смог отползти от места падения самолета за эти четыре дня.
Его стали разыскивать бойцы танкового полка, находившегося в районе деревни Сюйська. Можно предположить, что Ю.И. Тарасенко слышал, как искали самолет, но из-за полученных тяжелых ранений и травм не мог правильно воспринимать окружающую обстановку, предполагая, что он находится в немецком тылу и зная о том, как немцы люто ненавидели пилотов ночных бомбардировщиков. Он старался отползти от разбившегося самолета как можно дальше. Фраза из предсмертной записки: «Живым врагу не сдамся!» косвенно подтверждает эти предположения.
Командованием 658-го ночного бомбардировочного авиаполка на Ю.И. Тарасенко и И.И. Мотненко были оформлены наградные документы с ходатайством о присвоении высшей правительственной награды звания Герой Советского Союза посмертно.
Оба летчика были награждены орденом «Ленина» посмертно.

418-107.jpg


418-IMG_3491.jpg


419-IMG_3501-.jpg


420-137.jpg


421-IMG_3501.jpg


422-IMG_3370.jpg

Летчики 11 года 2 нед. назад #159

423--1.jpg


424--2.jpg


425--3.jpg

Летчики 11 года 2 нед. назад #160

Мотненко Иван Иванович
старший лейтенант, заместитель командира авиаэскадрильи
658-го ночного бомбардировочного авиаполка
ВВС 59-й армии, Волховского фронта
1913 – 14.04.1942 года

426-.jpg


427-.jpg


Иван Иванович Мотненко родился в 1913 году в городе Кировограде Украинской ССР.
Старший лейтенант-пилот, заместитель командира эскадрильи, служил в 658-ом ночном бомбардировочном авиаполку ВВС Волховского фронта. Летал на самолете «Р–зет» со штурманом Ю.И. Тарасенко.
Выписка из наградного листа:
«Погиб при выполнении боевого задания 14 апреля 1942 года.
Представляется к высшей правительственной награде Герой Советского Союза.
В Действующей армии с 24 декабря 1941 года. Выполняя боевые задания проявил себя как смелый, бесстрашный летчик. Ему поручались наиболее ответственные боевые задания, которые всегда выполнял отлично. Большинство боевых заданий выполнял в плохих метеорологических условиях дня и ночи, так 24 февраля 1942 года было дано боевое задание – провести разведку железной дороги Чудово – Любань и бомбардировать Северо –Западную окраину станции Любань. Несмотря на плохие метеорологические условия: сплошная облачность, высота 50 –100 метров, местами туман и снегопад, видимость от 05 до 1 километра, боевое задание было выполнено: разбит воинский эшелон на станции Любань, обстреляны пулеметным огнем скопившиеся войска противника на станции и доставлены ценные данные о продвижении войск противника. Противник вел непрекращающийся зенитный огонь, но умело маневрируя, тов. Мотненко сумел вывести самолет из под обстрела и без единой пробоины вернулся на свой аэродром.
Тов. Мотненко неоднократно бомбардировал укрепленные узлы сопротивления противника: Чудово, Любань, Бабино и других прикрытых сильным огнем зенитных батарей.
26 февраля 1942 года бомбардировал населенный пункт Бабино. В результате чего прямым попаданием бомб разрушены 2 дома, в которых разместились солдаты противника. В этот же вылет на шоссе Чудово – Любань был обнаружен и обстрелян из пулемета обоз противника.
12 марта 1942 года он бомбардировал под ураганным огнем автоматических пушек противника населенный пункт Бабино, в результате чего был взорван склад с боеприпасами и разрушены прямым попаданием бомб три блиндажа.
16 марта 1942 года он совершил 6 ночных боевых вылетов на бомбардировку населенных пунктов Овенец и Коляжка, в результате чего подожжены два дома, подавлена минометная батарея и подавлены 2 зенитные точки. В результате бомбардировки с 31 марта на 1 апреля населенного пункта Спасская Полисть прямым попаданием двух бомб разрушено сильно укрепленное здание (бывшая школа) разрушены 3 блиндажа. В ночь с 13 на 14 апреля т. Мотненко получил боевое задание – бомбардировать скопление войск в районе Спасская Полисть. В эту же ночь несмотря на распутицу он мастерски отрывал самолет с бомбовой нагрузкой и производил отличные посадки, совершил четыре боевых вылета. С последнего вылета не вернулся, блестяще выполнил задание, будучи тяжело ранен он прилагал силы к тому, чтобы довести самолет на свой аэродром, но силы покидали его и он погиб смертью героя. За отличное выполнение боевых заданий т. Мотненко имеет 6 благодарностей от командования полка и эскадрильи и 2 благодарности от командования ВВС 59 армии и дважды представлен к правительственной награде. Боевыми делами т. Мотненко доказал, что он был верным сыном партии Ленина – Сталина и беспредельно предан Родине и своему народу. За время боевой работы он совершил 62 ночных боевых вылета на самолете «Р–зет» сбросил 22 406 кг бомб, сбросил в расположение противника 176 000 экземпляров листовок. За эти же вылеты уничтожено и повреждено: 1 эшелон с войсками и техникой, 3 склада с боеприпасами, 10 зенитно-пулеметных установок, 6 минометных батарей, 7 блиндажей.
Вывод: тов. Мотненко достоин представления к высшей правительственной награде.

Командир 1 АЭ капитан Вийк Военком 1 АЭ политрук Евдокимов

Достоин высшей правительственной награды Герой Советского Союза.
Командир 658 АП майор Лукашевич Военком 658 АП ст.политрук Асмолов

Достоин присвоения звания Героя Советского Союза
Командующий ВВС 59 армии подполковник Петров
Военный комиссар ВВС 59 армии полковой комиссар Сухачев
27 мая 1942 года

Достоин награждения орденом Ленина
Командующий ВВС ЛФ генерал-майор авиации Журавлев
Военный комиссар ВВС ЛФ бригадный комиссар Горский
28 мая 1942
Приказом войск Волховского фронта № 046/н от 8 июня 1942 года т.Мотненко Иван Иванович награжден орденом «Ленина».


428--1.jpg


429--2.jpg


430--3.jpg


И.И. Мотненко был похоронен на месте падения самолета в районе деревни Сюйська, а спустя некоторое время рядом с ним захоронили его лучшего штурмана и верного друга Ю.И. Тарасенко. Впоследствии летчики были перезахоронены на кладбище летчиков города Малая Вишера.
После гибели И.И. Мотненко в его личных вещах нашли недописанное письмо жене:
«Здравствуй, Шура!
Твое последнее письмо получил, за которое очень благодарю и крепко, крепко целую тебя, нашу дочку Ларису и бабушку. Шурик, наша задача ясная: бить гадов, забравшихся на нашу землю, беспощадно уничтожать их. Это освободительная война русского народа против немецкого фашизма, против рабства, за свободу.
Может быть и придется отдать свою жизнь, но это за вас, за свою Родину, за свой народ. Так и передай тогда всем знакомым…».
Последнее редактирование: 5 года 8 мес. назад от Командир Николаич.
Работает на Kunena форум