Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Летчики

Летчики 8 года 5 мес. назад #100

Вырупаев Макар Романович
лейтенант-штурман эскадрильи
844-го транспортного авиаполка
ВВС 2-й Ударной армии Волховского фронта
1915 – 24.04.1942 гг.

Родился Макар Романович Вырупаев в марте 1915 года в семье крестьянина в селе Иннокентиевка на Амуре Хингано–Архаринского района Амурской области.
М.Р. Вырупаев рано потерял родителей. Успешно окончил семилетнюю школу крестьянской молодежи в селе Аркадьевка. Переехал в город Иркутск, где устроился секретарем комсомольской ячейки на железной дороге. Там он окончил аэроклуб и был призван в ряды Красной Армии. Проходил службу в г. Чита, а в 1938 – 1939 гг. поступил в Оренбургскую летную школу. После ее окончания работал штурманом авиаэскадрильи 10-й летной школы первоначального обучения в городе Уфа.
В ноябре 1941 года был направлен в город Ижевск на формирование 697-го ночного бомбардировочного авиаполка. В конце января 1942 года полк прибыл на Волховский фронт и вскоре приступил к боевым вылетам. В начале апреля 1942 года полк был переименован в 844-й транспортный авиаполк, но выполнял он транспортные и боевые задания.
М.Р. Вырупаев летал в экипаже самолета «У–2», с летчиком младшим лейтенантом Петром Гавриловичем Мишаковым.
Погиб Макар Романович Вырупаев 24 апреля 1942 года. Накануне при выполнении боевого задания был поврежден «У–2». Самолет совершил вынужденную посадку недалеко от аэродрома г. Малая Вишера. Экипаж самолета «У–2», летчик П.Г. Мишаков и штурман М.Р. Вырупаев, прибыли на аэродром г. Малая Вишера с авиамехаником – старшиной Федором Константиновичем Константиновым для производства ремонта поврежденного самолета. К утру самолет был отремонтирован. В 7 часов 30 минут с аэродрома города Малая Вишера на свой базовый аэродром в деревню Александровское вылетели 3 самолета «У–2». В самолете с летчиком Мишаковым и штурманом Вырупаевым во второй кабине летел Константинов. В воздухе самолеты были замечены и атакованы двумя немецким истребителями «Ме–109». Самолет, в котором летели Вырупаев и Константинов, был подбит. Вырупаев и Константинов погибли сразу. Летчик П.Г. Мишаков получил тяжелое ранение в ногу, но довел свой самолет на аэродром и был срочно госпитализирован в госпиталь города Малая Вишера.
Лейтенант Макар Романович Вырупаев и старшина Федор Константинович Константинов были похоронены на кладбище летчиков в городе Малая Вишера, Новгородской области.

154.jpg

Летчики 8 года 5 мес. назад #101

Галактионов Василий Михайлович
лейтенант-пилот, командир авиазвена
526-го истребительного авиаполка
(2-го гвардейского истребительного авиаполка)
ВВС 52-й армии
1913 – 16.11.1941 года

Василий Михайлович Галактионов родился в 1913 году в деревне Дворец Дворецкого сельсовета Валдайского района Новгородской области.
Кадровый военный. Семья проживала в г. Чкалов (ныне Оренбург)
Лейтенант-пилот, командир авиазвена служил в 526–ом истребительном авиаполку (впоследствии 2–ом гвардейский истребительном авиаполку) ВВС 52-й армии.
Выписка из наградного листа:
«на лейтенанта 2 ИЭ 169 ИАП летчика Галактионова Василия Михайлович.
Рождения 1913 г., по соцпроисхождению из крестьян. По соцположению из рабочих, по национальности русский, общее образование ниже среднего, военное образование – нормальную школу ВВС. В РККА с 1936 года, член ВЛКСМ.
Лейтенант Галактионов в боях за Родину против немецких фашистов проявил себя как храбрый воин и самоотверженный товарищ. В воздушном бою сбил два самолета противника. В боях дерется храбро.
За проявленную отвагу достоин представления к правительственной награде орденом «Красное Знамя»

Командир 23 САД
Полковник Бестерцев

Заключение Военного Совета Армии
Достоин награждения орденом «Красное Знамя»
Врид. Ком. ВВС Армии
10.7.41 Полковник Ватошин.».
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 22 июля 1941 года Василий Михайлович Галактионов был награжден орденом «Красное Знамя».
Из воспоминаний однополчан:
«Летчик В.М. Галактионов совершил 120 боевых вылетов. В первые дни Великой Отечественной войны за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками Советское правительство наградило комсомольца Василия Галактионова орденом Красного Знамени.
Как-то Галактионов в паре с другим летчиком вылетел на патрулирование. В воздухе они встретили шесть немецких бомбардировщиков Ю–87, которые шли бомбить наши позиции. Лейтенант Галактионов бросился в атаку и заставил бомбардировщики противника сбросить бомбы на свои войска. Отважный сокол пристроился в хвост одному уходящему на запад «юнкерсу», с короткой дистанции открыл огонь, и самолет со свастикой загорелся. Покончив с одним стервятником, Галактионов развернулся в направлении второго, зашел ему в хвост и поливал огнем из всего бортового оружия до тех пор, пока бомбардировщик противника не перешел в крутое пикирование и не врезался в землю».
Погиб В.М. Галактионов 16 ноября 1941 года, не вернулся с боевого задания. Впоследствии тело летчика было обнаружено и похоронено на кладбище летчиков города Малая Вишера.

155.jpg


156.jpg


157.jpg


158.jpg

Летчики 8 года 5 мес. назад #102

Геньков Георгий Юлианович
старший лейтенант-пилот, командир авиазвена
658-го ночного бомбардировочного авиаполка
ВВС 59-й армии, Волховского фронта
1914 – 24.03.1942 года

Георгий Юлианович Геньков родился в 1914 году в деревне Романовка Чистяковского района Донецкой (Сталинской) области Украинской ССР.
Старший лейтенант-пилот, командир авиазвена, служил в 658–ом ночном бомбардировочном авиаполку ВВС 59 армии Волховского фронта.
Погиб Г.Ю. Геньков 24 марта 1942 года, не вернулся с боевого задания. Похоронен в деревне Полищи (ныне Дворищи) Маловишерского района.


00011122252-.jpg


Гепалов Иван Афанасьевич
лейтенант,
заместитель командира эскадрильи,
513–го истребительного авиаполка
1918 – 16.02.1942 года,

Иван Афанасьевич Гепалов родился в 1918 году в селе Белые Пены, Пеновского (ныне Беловского) района, Курской области, в крестьянской семье. Русский.
Кадровый военный, в Красной Армии с 1937 года. Член ВКП(б) с 1940 года. Участвовал в Советско–финской войне, в боях на Карельском перешейке с декабря 1939 года по март 1940 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года был награжден орденом «Красное Знамя».
Выписка из наградного листа:
«Зам.командира эскадрильи лейтенант Гепалов И.А., соц. происхождение из рабочих. В Великой освободительной войне советского народа против германских оккупантов показал себя стойким, мужественным и преданным Социалистической Родине командиром – летчиком. В борьбе Советского народа с гитлеровскими кровавыми ордами лейтенант Гепалов проявил себя бесстрашным защитником нашей Родины. В Отечественной войне участвовал с первых ее дней. За время пребывания в 513 истребительном авиационном полку лейтенант Гепалов, будучи командиром звена, а впоследствии зам.ком.эскадрильи, совершил 75 боевых вылетов с общим налетом 66 часов 54 м. Из общего количества боевых вылетов на разведку и прикрытие своих войск 58, на штурмовку войск противника – 22.
Своими смелыми атаками с воздуха по войскам противника лейтенант Гепалов нанес ему большой урон. Им уничтожено: свыше 500 солдат и офицеров, 2 зенитные батареи, 54 автомашины с боеприпасами и солдатами, 11 подвод с военным снаряжением. Успешно прикрывал свои войска с воздуха, чем способствовал продвижению наших наземных частей вперед. Сообщаемые им данные по разведке отличаются точностью.
За отличное выполнение боевых заданий по штурмовке войск противника приказом Командующего ВВС 52 армии от 10.12.1941 г. лейтенант Гепалов награжден деньгами в сумме 1500 рублей.
Командованием 523 ИАП тов. Гепалову объявлено 7 благодарностей. Летая в сложных метеорологических условиях он успешно выполнял боевые задания на фронте борьбы с германским фашизмом. Как командир летчик выдержанный, инициативный. Требовательный к себе и к своим подчиненным. Отлично знает летное дело, бережно сохраняет материальную часть, умело передает свой боевой опыт молодым летчиком. Политически развит.
Делу партии Ленина – Сталина и социалистической Родине предан.
Вывод: Ходатайствую перед Командованием ВВС 52 армии о представлении лейтенанта Гепалова к правительственной награде – орден «Красное Знамя».
12 января 1942 года

Командир 513 АИП Военный комиссар 513 АИП
Майор Угроватов бат.комиссар Свириденко

Заключение вышестоящих начальников
За успешное выполнение боевых заданий, летая в сложных метеорологических условиях, севершивших 75 боевых вылетов – Достоин правительственной награды – ордена «Красное Знамя»
Командир 139 Авиадивизии Военный комиссар 139 Авиадивизии
Подполковник Кочнев Полковой комиссар Присяжнюк
5 февраля 1942 года

Заключение Военного Совета Армии.
Достоин награждения орденом «Красное Знамя»
Командующий ВВС 52 Армии Военный Комиссар ВВС 52 армии
Полковник Полковой комиссар
Брайко Присяжнюк
7 марта 1942 г.

Заключение Командования Армии
Достоин награждения орденом «Красное Знамя»
Командующий 52 Армии Член Военного Совета 52 Армии
Генерал-лейтенант Дивизионный комиссар
Яковлев Пантас
7 марта 1942

Заключение Командования ВВС Волховского фронта
Достоин награждения орденом Ленина
Командующий ВВС ВФ Военный Комиссар ВВС ВФ
Генерал-майор авиации Бригадный комиссар
Журавлев Горский
1 апреля 1942 года».
Приказом Ленинградского фронта № 043-н от 23 мая 1942 года Иван Афанасьевич Гепалов был награжден орденом «Ленина».
Очень много в установлении судьбы летчика И.Г. Гепалова и его родственников сделал ветеран 14–й Воздушной армии А.А. Тепляков. Однажды ему пришло письмо от ветерана 513–го авиаполка капитана в отставке бывшего механика И.М. Сологуба.
В своем письме И.М. Сологуб писал так: «…Лейтенант Гепалов был любимцем полка. Прекрасный человек, отличный летчик. Стройный, среднего роста, всегда подтянутый, энергичный, ловкий, легкий в движениях. В любых условиях умел сохранять спокойствие и ясный рассудок, обладал неисчерпаемым чувством юмора, мог нащупать тропинку к сердцу человека. Он был своим человеком в кругу и летчиков, и технического состава. В свободное время его всегда можно было встретить на стоянке самолетов своего звена. Сюда тянулись техники и механики также из других звеньев. Каждому хотелось послушать, что творится на передовой и за ней. Его патриотизм, чувство войскового товарищества, готовность поддержать, одобрить характеризует такой эпизод, который не забыт однополчанами спустя многие годы. В нем весь Гепалов И.А.
Однажды он возвращался с разведки ближнего тыла противника. Передний край лейтенант Гепалов пересекал над поселком Краснофарфорный. В этом районе противостоящие войска разделяла река Волхов, замерзшая, заснеженная, едва угадываемая по берегам. Гепалов заметил, что сильным огнем немцы прижали наши наступающие войска на льду реки. Он решил выручить пехоту и сделал заход вдоль позиции немцев, открыв огонь со всех стволов своего «Лага», вызвав замешательство у противника. Наши солдаты воспрянули духом от неожиданной, но весьма кстати подоспевшей подмоги, поднялись в атаку и выбили фашистов из Краснофарфорного. Командование стрелковой дивизии, наступавшей на этом участке, выразило нашему полку благодарность за своевременную поддержку атаки с воздуха».
Из этого же письма М.И. Сологуба стали известны обстоятельства гибели И.А.Гепалов:
«16 февраля 1942 года со стороны солнца внезапно к аэродрому подлетела четверка «мессеров»(Ме-109) и начала штурмовать аэродром. В это же время большая группа бомбардировщиков «Ю–87» пролетела в направлении железнодорожной станции Малая Вишера. Штурмующие истребители противника пытались блокировать аэродром и не допустить взлета наших истребителей. Тем самым дать возможность группе своих бомбардировщиков безпомех штурмовать железнодорожную станцию.
В таких условиях очень сложно взлетель с аэродрома, самолет на взлете – легкая мишень для противника. Но лейтенант И.А. Гепалов невзирая на смертельную опасность, сумел первым взлететь на своем «ЛаГГ– 3» огнем штурмующих «Ме–109» и сразу завязал неравный бой с «мессерами».
Это дало возможность звену наших самолетов «ЛаГГ–3» подняться на перехват бомбардировщиков, которые увидев приблежающиеся истребители разлетелись в разные стороны, беспорядочно сбрасывая бомбы мимо цели.
Бой над аэродромом продолжался. Лейтенант Гепалов, продолжал своими умелыми действиями «связывать» противника, подбив один самолет. Подбитый «Ме–109» оставляя за собой шлейф черного дыма, стал уходить с поля боя. Но силы были не равны. На помощь Гепалову уже взлетел командир эскадрильи капитан Верещагин. Но в это момент самолеты противника успевают подбить самолет И.А.Гепалова, который упал в лес недалеко от аэродрома.
Так ценой своей жизни Иван Афанасьевич Гепалов сорвал операцию противника».
Самолет «ЛаГГ–3» № 3121 760 с М-105П № 115-953 врезался в землю в районе станции Красненка и разбился, летчик погиб.
Похоронили И.А. Гепалова на кладбище летчиков города Малая Вишера.

159.jpg


160.jpg


161.jpg



167.jpg


168.jpg


169.jpg






***
Последнее редактирование: 3 года 1 мес. назад от Командир Николаич.

Летчики 8 года 5 мес. назад #103

170.jpg


171.jpg


172.jpg
Спасибо сказали:

Летчики 8 года 5 мес. назад #104

Гервицкий Владимир Иванович
сержант-пилот
844-го транспортного авиаполка
ВВС 2-й Ударной армии
1920 – 11.06.1942 года

Гервицкий Владимир Иванович родился в 1920 году в городе Вологда Вологодской области.
Призван в Красную Армию военкоматом Грузинской ССР.
Сержант-пилот, служил в 844–ом транспортном авиаполку ВВС 2-й Ударной армии.
11 июня 1942 года Владимир Иванович Гервицкий погиб. Вылетел на самолете «У–2» совместно со стрелком – бомбардиром Львом Александровичем Сафоновым на боевое задание по выброске продуктов окруженным частям 2-й Ударной армии в район Новая Кересть. С боевого задания экипаж не вернулся. Впоследствии тело летчика было найдено и похоронено в деревне Полищи (ныне Дворищи) Маловишерского района.

2017-05-1316-44-56.JPG



***

Глущенко Алексей Иванович
капитан-пилот, командир авиаэскадрильи
283-го истребительного авиаполка
2-й Резервной авиагруппы
1905 – 13.09.1941 года

Алексей Иванович Глущенко родился в 1905 году в селе Новая Сошка Острогожского района Воронежской области.
Закончил Борисоглебскую военную школу пилотов, и после нее был направлен в город Сталинград на должность летчика–инструктора.
Кадровый военный, капитан-пилот в должности командира авиаэскадрильи, служил в 283-м истребительном авиаполку 2-й Резервной авиагруппы.
Погиб Алексей Иванович Глущенко 13 сентября 1941 года.
Обстоятельства его гибели по воспоминаниям ветеранов авиаполка восстановил А.А. Тепляков.
Днем 13 сентября 1941 года на боевое задание с аэродрома вылетело звено самолетов «МиГ–3» (по другим данным «И–16») в составе командира авиаэскадрильи – капитана Алексея Ивановича Глущенко, заместителя командира авиаэскадрильи – младшего лейтенанта Николая Андреевича Полякова и пилота – младшего лейтенанта Георгия Филатова. Но в установленное время звено не вернулось. Только поздно вечером стало известно, что возвращаясь с боевого задания, летчики пролетели свой аэродром, скрытый густым туманом. При попытке совершить вынужденную посадку вне аэродрома между деревнями Большое Заборовье и Боровщина самолеты А. Глущенко и Н. Полякова разбились, а летчики погибли. Выжил только Г.Филатов, но при посадке он получил тяжелое ранение. Группа техников, выезжавшая на место вынужденной посадки авиазвена, осмотрев самолеты А. Глущенко и Н. Полякова, пришла к выводу, что они восстановительному ремонту не подлежат. Самолеты разобрали на запчасти.
Тела погибших летчиков на автомашине направили в Веребье. Похоронили летчиков на местном кладбище станции Веребье Маловишерского района.

174.JPG


Алексей Иванович Глущенко – руководитель полетов
на аэродроме в Вороново 1933 –1934 г.

175.JPG


176.JPG
Последнее редактирование: 3 года 1 мес. назад от Командир Николаич.

Летчики 8 года 5 мес. назад #105

Головин Дмитрий Семенович
лейтенант-пилот
6-го отряда Особой
Северной авиагруппы ГВФ
1911 – 11.08.1942 года

Дмитрий Семенович Головин родился в 1911 году. Русский. Член ВКП(б).
В Красной Армии с 21 января 1942 года, призван по линии Гражданского Воздушного флота.
Лейтенант-пилот, служил в 6-ом отряде Особой Северной авиагруппы Гражданского Воздушного флота (ГВФ), на аэродроме станции Веребье Октябрьской железной дороги.
Выписка из наградного листа:
«Головин Дмитрий Семенович, лейтенант, пилот 6-го отряда Особой Северной авиагруппы ГВФ,
представляется к ордену «Красная Звезда»,
Тов. Головин Д.С. в отряде работает с 21–го января 1942 года. Летая на самолетах «У –2» по обслуживанию Управления Связи Волховского фронта. За этот период налетал 178 часов, из них 112 часов ночью. Имеет 70 боевых вылетов, из них 2 вылета за линию фронта во 2–ю Ударную армию. Тов. Головин, не считаясь со временем и ни с какими трудностями, всегда точно и в срок выполняет задания. Летает смело и самоотверженно, показывая пример другим, делится своим опытом с товарищами. Одно время тов. Головин доставлял срочные пакеты во 2–ю Ударную армию в Н. Кересть. В виду ограниченности посадочной площадки в Новой Керести, при одной из посадок самолет тов. Головина получил повреждения. Тов. Головин под артиллерийским обстрелом, сам восстановил самолет и прилетел на нем на базу. За отличную работу и самоотверженное выполнение всех заданий Управления Связи фронта, командование 6-го авиаотряда ОСАГ ходатайствует о представлении тов. Головина к правительственной награде – ордену «Красная Звезда».
Командир отряда Военком отряда
Капитан Голенищенко Бат.комиссар Редин

Заключение вышестоящих начальников
Достоин награждения орденом «Красная Звезда»
Нач.упр.связи ВФ За Военкома Упр.связи ВФ
генерал-лейтенант ВС подпись Полковой комиссар подпись
19 июня 1942 г.

Заключение Военного Совета Армии
Достоин награждения орденом «Красная Звезда»
Командующий 14 Воздушной армии
Генерал-майор авиации Журавлев

Заключение Военного Совета Фронта
Наградить орденом «Красная Звезда»
Член Военного Совета ВФ
3 ноября 1942 г. Корпусной комиссар Мехлис».
Приказом Волховского фронта № 0120-н от 3 ноября 1942 года Дмитрий Семенович Головин был награжден орденом «Красная Звезда» посмертно.
11 августа 1942 года при заходе на посадку на аэродром в районе города Малая Вишера его самолет «У–2» при развороте зацепил крылом верхушки деревьев и потерпел катастрофу. Д.С. Головин погиб. Похоронен летчик на станции Веребье Маловишерского района.


000123478-.jpg


178.jpg


179.jpg


180.jpg


181.jpg


182.jpg
Последнее редактирование: 3 года 1 мес. назад от Командир Николаич.
Работает на Kunena форум