Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

ТЕМА: летчик Николай Кузьмич Лошаков

летчик Николай Кузьмич Лошаков 10 года 6 мес. назад #751

Вчера исполнилось ровно 70 лет со дня подвига Н.К. Лошакова, в этом году еще одна годовщина, в декабре ему исполнилось бы 90 лет...
Провели лекцию в районной библиотеке им. А.С.Пушкина, показали фильм 1961 года и фильм Георгия Чухрая "Чистое небо"

4511.jpg


4522.jpg



3_2013-10-06.jpg


Помнят тогда, когда напоминают. Поэтому решил создать тему объединенного материала, особая благодарность тем, кто предоставил материалы в наш музей: Илье Прокофьеву, Сергею Таскаеву (командир отряда имени летчика-истребителя Н.К.Лошакова. Сыктывкар) и исследователя судьбы летчика Циле Зильберг

189-.jpg
Последнее редактирование: 10 года 6 мес. назад от Командир Николаич.

летчик Николай Кузьмич Лошаков 10 года 6 мес. назад #752

5.jpg

Арестованный №3452 Н.К.Лошаков. 1943 г.: из следственного дела (авг.1943 г.)
Фотография прислана в Сыктывкар в 1998 г. Личный архив Ц.И.Зильберг.
Подвиг Николая Кузьмича Лошакова.

Ночью 12 августа 1943 года на колхозное поле у деревни Бритино Маловишерского района Новгородской области совершил посадку немецкий самолет «Шторх». Это был многоцелевой самолет поддержки сухопутных войск – физелер Fi 156 – «Storch», что в переводе с немецкого обозначает – «аист». Из поврежденного самолета вышли два летчика, в немецкой форме, они стали обниматься, плясать и разговаривать по–русски. Об этом происшествии вездесущие местные мальчишки Миша Веселов, Яша Сидоров и Ваня Кудрявцев сразу же сообщили председателю колхоза. Он вызвал сотрудников «СМЕРШа» Волховского фронта.
Спустя некоторое время эти два «странных» летчика были арестованы. Поврежденный немецкий самолет увезли. Уже впоследствии стало известно, что летчиками были гвардии младший лейтенант Николай Кузьмич Лошаков и красноармеец Иван Александрович Денисюк, совершившие побег из немецкого плена на самолете.
Они считаются первыми, кто совершил такой побег из плена, потом будут и другие случаи. Самый известный побег старшего лейтенанта Михаила Петровича Девятаева.
Так получилось, что о судьбе и подвиге М.П. Девятаева, который 8 февраля 1945 года совершил побег с секретного немецкого полигона Пенемюнде, расположенного на острове Узедом (Неер) в Балтийском море с группой советских военнопленных, захватив немецкий самолет «Хейнкель-111» и перелетев на нем через линию фронта, знают многие. И хотя слава и известность к Михаилу Петровичу Девятаеву пришли намного позже совершенного им подвига, но он был не единственным летчиком, сумевшим бежать из плена на самолете. В этом списке он был только седьмым или восьмым из одиннадцати летчиков. Но он стал первым летчиком, которого называли человеком – легендой. О нем были написаны книги и сняты фильмы. Только ему присвоено звание Героя Советского Союза – «за проявленные мужество, отвагу и героизм…». Правда, уже спустя годы, после войны.
Но первыми в списке совершивших побег считаются Николай Кузьмич Лошаков и Иван Александрович Денисюк.

Родился Николай Кузьмич Лошаков 17 декабря 1923 года в селе Малинино Тимашевского района Краснодарского края в крестьянской семье.
После школы обучался в аэроклубе на пилота, а в мае 1941 года поступил в Краснодарское военно–авиационное училище летнабов и штурманов.
Закончил училище Н.К. Лошаков в мае 1942 года в звании сержанта, по специальности «летчик-истребитель». Он был направлен в запасной авиаполк города Кадникова Сокольского района Вологодской области.
18 ноября 1942 года Н.К. Лошаков был направлен на фронт в состав 286-го истребительного авиаполка 13-й Воздушной армии и участвовал в обороне Ленинграда.
К концу мая младший лейтенант Лошаков, летчик 14–го гвардейского Ленинградского ордена Красного Знамени истребительного авиаполка им. тов. Жданова имел уже 119 боевых вылетов, в которых лично сбил 2 немецких самолета и 1 самолет в составе группы.
27 мая 1943 года Н.К. Лошаков вернулся из первого боевого вылета на поврежденном самолете, поэтому на второй вылет был вынужден взять запасной самолет «Як–1 б».
Так свой последний 121-й боевой вылет вспоминал Николай Кузьмич Лошаков:
«Когда я находился над вражеской территорией около 61 км и на высоте 7 000 м, мотор моего истребителя стал сдавать обороты. Ведущий группы капитан Баранов дал по радио мне указание, чтобы я вернулся на аэродром один, без прикрытия. Выполняя приказ, я развернул свой самолет в сторону Ленинграда. Вот здесь и началось…
С трудом отбившись с неисправным мотором от наседавшего в «хвост» ФВ–190 (Focke –Wulf Fw 190 Wurger – Фокке –Вульф Fw 190 «Сорокопут» – И.Н.), я увидел ниже себя на встречном курсе «Ме –110» (Messerschmitt Bf.110 – И.Н.) который один возвращался с нашей стороны. Поддавшись искушению, я бросил свой ястребок на фашиста, открыв по нему в пикирующем положении огонь со всех точек. «Ме–110» удалось удрать с подбитым правым мотором, но зато я оказался через некоторое время зажатым в «клещи» двумя «ФВ-190». Из–за двух предыдущих «встреч» я потерял время и высоту, а неисправность мотора не давала возможности вырваться из этих «клещей». Я был тяжело ранен в левую руку и ногу. Самолет, изрешеченный пушечным и пулеметным огнем фашистов, вскоре загорелся. Мне удалось дотянуть до своей территории и выпрыгнуть с парашютом с горящего самолета, но сильно дувший встречный ветер отнес меня в окопы фрицев…»
Н. Лошаков выпрыгнул с парашютом из горящего самолета в районе Синявино (по другим данным в районе Келлколово Мгинского района) Ленинградской области и попал в плен. Его направили в госпиталь для военнопленных, где ему сделали операцию и перевязали. Затем его перевезли в концлагерь г. Риги, где после многочисленных допросов он дал согласие на службу в немецкой авиации (так называемой «Авиации РОА»). В ходе допросов Лошакову удалось убедить немцев, что он «молодой» летчик, только что прибыл в полк и был сбит в первом бою, но свое согласие он дал только с целью бежать из плена любой ценой и любыми путями. В ходе операции и перевязок ран ему удалось спрятать под бинты свою кандидатскую карточку ВКП(б). Хранить при себе такой документ в плену, одно только это свидетельствует о мужестве этого человека. Ведь если бы кандидатскую карточку нашли, это была бы уже верная смерть.
В плену он предпринимал попытки побега, но только последняя увенчалась успехом (когда его перевезли в аэродромную команду на полевой аэродром у города Остров Псковской области). Здесь он познакомился с военнопленным – бывшим пехотинцем Иваном Александровичем Денисюком, в обязанности которого на аэродроме входила заправка бензином немецких самолетов. После нескольких бесед Н. Лошаков понял, что ему можно доверять и вместе легче осуществить дерзкий план побега из плена на самолете.
В ходе подготовки побега они изучили работу аэродрома, расположение самолетов на поле, расписание караульной службы, изучили расположение приборов на немецких самолетах, достали немецкую форму.
Несколько почти верных попыток побега сорвались, но 11 августа 1943 года наконец подвернулся подходящий случай.
Вечером на летное поле приземлился на самолете «Шторх» комендант аэродрома Алоиз Мойзиш. Самолет сразу же стали заправлять топливом для следующего полета, а комендант и второй пилот Густав Хойлер пошли на ужин… Этот верный шанс беглецы и использовали… Переодевшись в немецкую форму, проникли в самолет и взлетели.
Немцы сразу же организовали погоню, оповестили все службы об угоне самолета, на перехват были высланы истребители, которые почти догнали и обстреляли самолет, но сбить не смогли. Досталось беглецам и от огня немецких и наших зенитных батарей. Самолет получил около девяти пробоин, а Лошаков получил легкое ранение.
Через три часа полета самолет, пролетев более 400 километров, приземлился на поле у деревни Бритино Маловишерского района. Н. Лошаков и И. Денисюк рассказали председателю колхоза, а потом и представителям военной контрразведки об обстоятельствах своего побега на самолете. Н. Лошаков также показал сохраненную им в плену карточку кандидата ВКП(б), но им не поверили…
12 августа 1943 года Лошаков и Денисюк были арестованы. В ходе многочисленных допросов с применением физического воздействия Денисюк не выдержал и дал «признательные» показания, а вот Лошакова следователям не удалось «сломать», он не признал предъявленных обвинений, и не подтвердил «признательные» показания своего напарника.
4 декабря 1943 года Особое совещание (ОСО) при НКВД СССР признало их виновными по статье 58–1б Уголовного кодекса РСФСР – «за измену Родине во время пребывания в плену» и назначило наказание И.А. Денисюку в виде 20 лет лишения свободы, а Н.К. Лошакову – 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно–трудовых лагерях.
В январе 1944 года Лошаков был направлен в «Воркутлаг». И хотя срок его истекал только 12 августа 1946 года, уже 12 августа 1945 года, благодаря рекомендациям руководства лагеря и положительным характеристикам, он был освобожден от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости.
После освобождения он остался жить и работать в Воркуте, устроился авиамотористом в авиаотряд комбината Воркутауголь и вскоре был назначен на должность начальника центрального аэропорта авиаотряда. Участвовал в спасении людей со льдины после аварии тяжелого самолета в Байдарацкой губе и в розысках пропавшего экипажа командира авиаотряда Зайцева в январе 1947 года.
В дальнейшем Н.К. Лошаков связал свою жизнь с горным производством – шахтами объединения Воркутауголь. Работая шахтером, за безупречную работу и выслугу лет он получил нагрудный знак «Шахтерская слава» трех степеней, звание «Почетный шахтер СССР» и «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР».
В 1951 году досрочно, после отбытия семи лет лишения свободы, был освобожден и И.А. Денисюк.
В 1958 году Н.К. Лошакова реабилитировали, а И.А. Денисюка – только через четыре года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года № 3537-VI лейтенант запаса Лошаков Николай Кузьмич за совершенный подвиг был награжден орденом «Красной Звезды». Впоследствии ему вручили медаль «За оборону Ленинграда» и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.». Главнокомандующий Военно – Воздушных Сил СССР, заместитель Министра обороны СССР Константин Андреевич Вершинин, пригласив Николая Кузьмича Лошакова в Москву, объявил ему благодарность «за стойкость и мужество, проявленные при нахождении в плену и побег из плена на вражеском самолете», и подарил ему охотничье ружье марки ИЖ-54241.
До настоящего времени многие исследователи недоумевают, почему все же Н.К. Лошакову не присвоили звание Героя Советского Союза. Так получилось, что его наградили за совершенный им подвиг орденом «Красная Звезда» и повторное награждение было бы просто неуместно. Выход из данного положения был только один – отменить ранее вынесенный Указ и вынести другой. Это было бы определенной проблемой. Возможно, именно поэтому и не стали создавать себе лишних проблем. А наградное охотничье ружье ИЖ-54, которое вручили летчику, маловероятно, что было простым серийным, скорее всего оно было сделано на заказ. Подобные ружья и тогда, и сейчас являются лучшими бескурковыми ружьями – мечтой любого охотника.
В 1969 году Лошаков был приглашен союзом немецкой молодежи в ГДР. Молодые немцы хотели встретиться и пообщаться с человеком из легенды. В Берлине Лошаков встретился и с владельцем ресторана Отто Блаттом, который в день его побега служил охранником на аэродроме и чудом избежал расстрела... Была трогательная встреча и с летчиком Густавом Хойлером, который и рассказал, что после его побега комендант аэродрома Алоиз Мойзиш, чей самолет угнал Лошаков, узнав, что похищенный самолет не догнали, застрелился…
Незадолго до смерти Н.К. Лошаков вернулся на родину в г. Краснодар. 14 февраля 1984 года он умер.

Аналогичные подвиги совершили около пятнадцати летчиков, но официально пока признано только восемь: Н.К. Лошаков, А. Ковязин, В. Муратов, В. Москальц, П. Чкуасели, А. Карапетян, М. Девятаев, С. Вандышева.
Хронология остальных подвигов примерно такова:
– 4 октября 1943 возле г. Ржева приземлился на самолете «Ме-110» летчик лейтенант Аркадий Михайлович Ковязин, бежав из плена. Летчик был арестован и осужден, впоследствии реабилитирован и награжден орденом «Ленина».
– В мае 1944 года летчик Владимир Иванович Муратов совершил побег из плена на самолете с аэродрома в Румынии. Пройдя проверку в особом отделе, он вернулся в свою часть, где воевал до конца войны, был награжден двумя орденами «Красной Звезды», двумя орденами «Красного Знамени» и многими медалями.
– 3 июля 1944 года три летчика: старший лейтенант Владимир Сергеевич Москальц, лейтенант Пантелеймон Владимирович Чкуасели и младший лейтенант Арам Саркисович Карапетян, завербованные в плену в «1–ю восточную эскадрилью» Холтерса – Мальцева, угнали сразу 3 самолета Люфтваффе «Arado Ar-66C» и «Gotha Go-145A» (немецкие одномоторные двухместные учебно–тренировочные самолеты – бипланы – И.Н.) с Лидского аэродрома в Белоруссии. 29 декабря 1944 года Москалец, Карапетян и Чкуасели были арестованы. 17 марта 1945 года они были осуждены военным трибуналом Московского военного округа «за измену родине» к 10 годам лишения свободы в исправительно–трудовых лагерях, с поражением в правах на 5 лет. Реабилитированы определением военной коллегии Верховного суда СССР от 23 марта 1959 года, уголовное дело в отношении них прекращено по вновь открывшимся обстоятельствам.
– 8 февраля 1945 года Михаил Петрович Девятаев совершил побег с группой советских военнопленных: Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Владимиром Немченко, Федором Адамовым, Иваном Олейником, Михаилом Емецом, Петром Кутергиным, Николаем Урбановичем и Дмитрием Сердюковым на самолете «Хейнкель – 111» с секретного немецкой полигона Пенемюнде, расположенного на острове Узедом в Балтийском море. Девятаев прошел 10 месяцев фильтрационных лагерей, осужден не был. В 1957 году его подвиг получил известность, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Все остальные беглецы погибли в штрафных батальонах.
– 22 апреля 1945 год майор летчик штурмовик Сергей Иванович Вандышев совершил побег из плена на самолете с острова Рюген. По другим данным и материалам архивного дела, версия о побеге на самолете не подтвердилась, да и сам Вандышев в своих кассационных жалобах ни разу не писал о побеге на самолете, а только указывал на то, что был участником восстания военнопленных... Вернулся в часть и воевал до Победы. После войны был осужден. В 50-х годах был освобожден от отбытия наказания из – за полученной инвалидности. 3 декабря 1954 года Постановлением Пленума Верховного суда СССР производство по уголовному делу в отношении С.И. Вандышева было прекращено «за недоказанностью». 6 мая 1994 года Указом Президента России ему присвоено звание Героя Российской Федерации.
Еще известны фамилии бежавших из плена летчиков: Абашидзе, Мартимяна, П. Марченко, Н. Петрова, но, к сожалению, неизвестны обстоятельства побегов.

Имеются и еще сведения о побегах из плена летчиков на самолетах. Они взяты из литературных источников и сайтов:
1. В начале сентября 1941 года во время очистки аэродрома неизвестный летчик с несколькими военнопленными угнал самолет и улетел за линию фронта.
Источник - «Книга Памяти Украины», в которой имеется ссылка на воспоминания фронтовика В.В. Ковалева – бывшего военнопленного концлагеря «Шталаг–364», информация им получена от военнопленного майора Михаила Александровича Устинова.
2. В октябре 1941 года военнопленный летчик Павел Иванович Цыганков совершил побег на истребителе Ме – 109 с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Дальнейшая судьба летчика неизвестна.
Источники:
Левин В. Кто угнал самолет?: док. повесть / Левин В., Ципис Н. // Уральский следопыт». – 1972. – № 5. – www.uralstalker.su/persons_us.html
Левин В. Кто угнал самолет?: док. повесть / Левин В., Ципис Н. // «Красная Печора». – 1972. – 22-27 июля, 1-10, 15, 19-31 августа.
Н. Ципис – «Небо Марка Галлая» – повести, Проза.ру : русскоязычный литературный портал. www.proza.ru/2010/09/08/1073
3. В октябре 1941 года военнопленный летчик С.Н. Сетраков совершил побег на самолете с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Но попытка была неудачная, под г. Быхов его самолет был сбит истребителями «мессершмитт», летчик вновь попал в плен. Дальнейшая судьба неизвестна.
Источники:
Об итогах областного конкурса «Тут ни прибавить, ни убавить – так это было на войне» – Могилевский облисполком. Могилев, 2012. – region.mogilev.by/ru/node/11273
Хроника ОО МОИППК «Виккру» за 2010 год – Могилевский облисполком. Могилев, 2012. – region.mogilev.by/ru/page/khronika_oo_mo...ru%C2%BB_za_2010_god
4. В январе 1942 года неизвестный летчик – военнопленный угнал с аэродрома немецкий бомбардировщик, произвел бомбардировку аэродрома и улетел. Дальнейшая судьба летчика неизвестна. Из воспоминаний фронтовика Азамата Беслановича Кайтукова бывшего военнопленного.
Источники:
Кайтуков А. Долгая дорога домой // Дарьял». – 2003. – № 1. – Владикавказ. www.darial-online.ru/2003_1/kaytuk.shtml
Карданов Т. Подвиг в плену // Пульс Осетии. –Владикавказ. – 2009. gazeta.pulsosetii.ru/index.php?option=co...blog&id=38&Itemid=39
5. Летом 1942 года военнопленный неизвестный летчик – бывший командир самолета ДБ–ЗФ 212-го отдельного дальнебомбардировочного авиаполка совершил побег на пикирующем бомбардировщике «Юнкерс–87». Перелетел линию фронта, но был впоследствии расстрелян. Из рассказа командира 12-го гвардейского Гатчинского дальнебомбардировочного авиаполка Николая Григорьевича Богданова, записал М.И. Веллер.
Источник:
М. И. Веллер Баллада о бомбере (1996).
lib.ru/WELLER/bogdanow.txt_with-big-pictures.html#
militera.lib.ru/prose/russian/veller1/index.html
6. Осенью 1942 года совершил побег из плена летчик Петр Вересоцкий на немецком самолете–истребителе с Кировоградского аэродрома. После взлета на самолете атаковал и поджег бензохранилище, расстрелял стоявшие на стоянке самолеты. После чего улетел в сторону фронта в направлении Знаменки… Дальнейшая судьба летчика неизвестна. Сведения установлены из рассказов Л.В. Матвиенко, Л.Г. Скороход и А. Андреева.
Источники:
Матвієнко Л.В. Пам’ятники нашого міста: – Реферат //Кіровоградська обласна бібліотека для дітей ім. А. П. Гайдара. Кировоград.
librarychl.kr.ua/pro_bib/nah_vud_referat_pamat_nash_krai.php
Памятник летчику П. Вересоцкому – ПОМНИТЕ НАС ! – Описание памятника: «г. Кировоград (Кіровоград), Кировоградская область, Украина». 2006-10.
pomnite-nas.ru/mshow.php?s_OID=8433
Козацька толока – Портал гражданской журналистики. Интернет-издание ХайВей. Портал громадянської журналістики. Інтернет-видання ХайВей. 2008.
h.ua/story/93647/#ixzz20Du6KIMg
Последнее редактирование: 10 года 6 мес. назад от Командир Николаич.

летчик Николай Кузьмич Лошаков 10 года 6 мес. назад #753

4.jpg


Красноармеец Иван Александрович Денисюк. 1941-1943 гг. Фотография прислана в Сыктывкар в 1998 г. Из личного архива Ц.И.Зильберг. Фотография прислана в Сыктывкар в 1998 г. Личный архив Ц.И.Зильберг.

летчик Николай Кузьмич Лошаков 10 года 6 мес. назад #754

1133.jpg



Николай Лошаков – на курсах пилотов аэроклуба при ОСОВИАХИМе
Краснодарской военной авиационной школы. 1940-1941 гг.
Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК.
Вложения:
Последнее редактирование: 10 года 6 мес. назад от Командир Николаич.

летчик Николай Кузьмич Лошаков 10 года 6 мес. назад #755

Самолет ЯК-1Б (Н.К.Лошаков совершил свой последний 121-й
боевой вылет на самолете-истребителе этого типа). Фотография из Интернета.

6.jpg


Немецкий учебный самолет Fi 156 Storch «Шторх» (с немец. «Аист»).
Самолет этого типа был захвачен Н.К.Лошаковым, И.А.Денисюком
в августе 1943 г. на аэродроме вблизи г. Остров Ленинградской
области(ныне Псковская обл.). Фотография из Интернета.

7.jpg

летчик Николай Кузьмич Лошаков 10 года 6 мес. назад #756

123-.jpg


Фотография Коли Лошакова(9 лет) с мамой Анной Анисимовной
Лошаковой(1905 г.р.), Краснодарский край, 1932.
Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК, передана в музей Ц.И.Зильберг.


1132.jpg



Николай Лошаков, учащийся средней школы им. А.И.Герцена,
Краснодарский край, станица Тимашевская, 1939 г. (ныне г. Тимашевск).
Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК.
Вложения:
Последнее редактирование: 10 года 6 мес. назад от Командир Николаич.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Работает на Kunena форум